Нельзя сказать, что перед полётом никто не волновался. Погода стояла категорически нелётная, неподалёку от Туношны ветер, плавно переходящий в ураган, свалил поперёк шоссе несколько взрослых деревьев. То и дело налетали сердитые дождевые «заряды». А самолёт Dexter авиакомпании «Авиа Менеджмент Групп», работающий на новой авиалинии, рассчитан на восемь пассажиров.
При входе в салон поначалу кажется, что он немногим больше маршрутки. Не сдует ли с курса такую кроху? Однако маленький красный самолётик оказался на диво ловким и устойчивым, неудобств не ощущалось. А с точки зрения живописности полёта Dexter в сто раз интереснее любого солидного «борта». Ощущение миниатюрности салона странным образом проходит, как только глаз привыкнет – европейский дизайн, эргономика! Зато все места – у иллюминаторов, можно вдоволь любоваться играми облаков и раскинувшейся внизу землёй – высота полёта небольшая, 3 – 4 тысячи метров. Продолжительность поднебесного вояжа всего час, устать не успеваешь.
Позже, уже в Москве, мы узнали, что на ярославское «авиатакси» среди пилотов есть даже нечто вроде конкурса, берут лучших. Популярность маршрута у лётчиков объясняется тем, что на небольшом самолёте летать интереснее – пилот его ведёт, чувствует. А тяжёлые супераэробусы идут по приборам, на них ощущение полёта ограничивается тем, что уши при взлёте и посадке закладывает, а в остальное время даже и непонятно: ты в небе или просто заперт в железной коробке? Но, несмотря на то, что авиамаршрут Ярославль – Москва по красоте и экзотичности полёта может считаться почти туристическим, на самом деле он деловой.
– Раньше планировать встречу в Москве на 9 часов утра было неразумно, – говорит Игорь Елфимов. – Если встать в 4 утра, то весь день будешь не в форме, если позже – наверняка опоздаешь. Теперь вылетаешь из «Туношны» утренним рейсом, и можно смело назначать встречу на 9 часов, самое рабочее время.
– Именно так, – согласилась с заместителем губернатора встречавшая нас у трапа в «Домодедово» директор департамента маркетинга и продаж ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» Анна Савина. – Особая привлекательность утреннего ярославского рейса в том, что прилетевший им пассажир успеет добраться куда ему надо ещё до того, как образуются московские пробки, без суеты и нервов заселится в гостиницу и спокойно начнёт полноценный рабочий день. В этом смысле рейсы из «Туношны» предельно удачны.
Выгоду коротких и дешёвых ярославских рейсов прагматичные москвичи оценили мгновенно. Билеты на Ярославль были моментально проданы уже на самые первые вылеты, и наши соседи по пути живо интересовались: как скоро самолёт из «Туношны» начнёт делать рейсы не только в «Домодедово», но и в «Шереметьево»?
Мы отвечали с некоторой гордостью: мы бы хоть сейчас, если бы во «Внуково» взлётная полоса на ремонт не встала! Когда к июлю, как обещал Владимир Путин, внуковскую полосу отремонтируют, «Шереметьево» и «Домодедово» подразгрузят, тогда рейсы из Ярославля будут чередоваться: день в «Шереметьево», день в «Домодедово».
То, что от ремонта одной взлётной полосы лихорадит всё авиахозяйство столицы, – важный сигнал к развитию региональной авиации, поняли в правительстве области. Москва аэропортовская задыхается, она перегружена. В «Шереметьево» ломают головы над тем, как бы построить 17 (!) взлётную полосу, чтобы хоть как-то упорядочить работу перегруженного аэропорта. При этом людям из Кемерова в Екатеринбург приходится лететь через Москву: 4 часа туда, 4 – практически обратно.
Наш московский партнёр «Авиа Менеджмент Групп» специализируется на секторе «авиатакси». Кроме Ярославля работает с Ивановом и Красноярском и на Ярославль возлагает особые надежды как на город с большими промышленными, туристическими и коммерческими перспективами. Здесь не лишним будет заметить, что основной наш конкурент – Ивановская область – беднее Ярославской и может себе позволить значительно меньшие, чем мы, финансовые вложения в авиацию. А одна кольцевая дорога вокруг «Туношны» стоит несколько десятков миллионов нерусских денег…
Очень серьёзным добавлением к «весовой категории» Туношенского аэропорта, говорит Игорь Елфимов, стало то, что не так давно в неразберихе тотальной смены собственников всего и вся наша область не отдала взлётные полосы в собственность федералам, как это сделали большин-ство наших соседей. Наши «взлётки» – областное добро, когда хотим, тогда и ремонтируем, когда решим, тогда и модернизируем, не зависим ни от чьего-то лобби «наверху», ни от поворотов большой политики!
Коммерческий ресурс для развития аэропорта «Туношна» отчасти заложен в самой модели первого ярославского самолёта. Разработанный и выпускаемый в Швейцарии самолётик раскупается на год вперёд. Он стал базовым транспортным средством не только для внутренних линий многих стран, но даже для авиаподразделений целого континента – Австралии. Самолёт очень надёжен и легко выдерживает даже длительные перелёты над австралийской пустыней.
Но дело не только в надёжности малютки. Он экономичен настолько, что люди побогаче теоретически могли бы даже арендовать самолёт в «Туношне» для частного полёта, ведь 160 рублей за километр по авиационным меркам – это ничего, звук пустой. Конструкция швейцарского самолёта позволяет помещать в него капсулу для транспортировки больных или раненых, и в областном правительстве задумываются о том, что Ярославль по любым стандартам вполне мог бы стать и межрегиональной базой санитарной авиации. Самолёты МЧС не в силах успеть всюду, да и слишком велики в большинстве своём, для других целей предназначены. В СССР санитарная авиация была очень многочисленной, на качество и своевременность медицинского обслуживания «глубинки» это влияло кардинальным образом. Если федеральное правительство решит хотя бы частично возрождать санитарный воздушный флот, что было бы весьма логичным шагом, то «Туношна» сможет претендовать на победу в любых конкурсах, задел есть.
А вообще наш красный Dexter над Москвой – только первая ласточка. В ближайшее время в расписании по-явится рейс на «Пулково» в Питер. Прибывший в «Туношну» буквально в формате «с борта на борт» только что прилетевший из Казани Игорь Елфимов рассказал, что вёл переговоры в том числе и о перспективах развития авиасообщения между Ярославской областью и Татарстаном. Пассажиропоток обещает быть большим, это видно даже без пока ещё не сделанных экономико-статистических расчётов, а если учесть ещё и то, что в Ярославле большая татарская диаспора, то «восточная» задумка представляется весьма перспективной. Конечно, на таких трассах, как казанская, малыш-Dexter не потянет, но можно будет договориться с авиапредприятиями, владеющими большими самолётами.
Вот недавно три Ту-134 пришли на базировку в «Туношну» из «Внуково». Заместитель генерального директора «Туношны» по экономике Сергей Скрябин уже вступил в переговоры с руководством авиакомпаний-владельцев, возможно, удастся организовать летние рейсы из Ярославля на южные курорты.
Серьёзные надежды правитель-ство области возлагает и на так называемые «стыковочные» рейсы. Когда «обкатается» ярославский маршрут и стабилизируется обстановка в столичных аэропортах, наши менеджеры смогут договариваться о спецрейсах из «Туношны», «привязанных» к рейсам, уходящим из Москвы в дальние страны. Пассажиру «стыковка» даёт ощутимые преимущества. Путешественник-одиночка или туристская группа оформляют билеты в Бангкок или Гамбург прямо в Ярославле. Заплатив цену купейного железнодорожного билета, всего-то за час, то есть быстрее чем на такси собственно из Москвы, добираются до столичного аэропорта, откуда уходит лайнер дальнего следования. Осталось только съесть бутерброд да пройти регистрацию. Ни тебе пересадок, ни тебе пробок по дороге из города в аэропорт, ни переплат таксистам, ни страха опоздать, ни очередей в кассах… Курорт! Европа!
Для достижения этой красоты нужно заключить специальные соглашения с авиакомпаниями и грамотно спланировать график полётов.
Чтобы ярославские менеджеры с этим успешно справились, с ними проведут курс обучения специалисты из австрийской фирмы «Эйр порт консалтинг Вена». Они были главными консультантами правительства области при разработке концепции развития «Туношны», а теперь помогут в обучении наших менеджеров и в составлении инвестиционного предложения, которое нужно направить в Министер-ство транспорта. По завершении этой работы развитие «Туношны» пойдёт на порядок быстрее. Уже сейчас к Игорю Елфимову один за другим обращаются представители крупных коммерческих фирм с предложениями инвестировать средства, заняться коренной рекон-струкцией аэровокзала. Однако до утверждения инвестиционного проекта на самом высшем уровне, до точного распределения сфер частных и государственных инвестиций «раздавать доли» рано. И всё же приятно – высокая степень интереса крупного бизнеса к «Туношне» уже, до завершения составления «дорожной карты» по распределению секторов влияния инвесторов, доказывает жизнеспособность и перспективность взятого в правительстве области курс на развитие ярославского аэропорта. Нынешняя стадия его развития чётко ассоциируется с ранним и ясным рассветом, на фоне которого летит куда-то маленький, но гордый красный самолёт.