Одним из почётных гостей Ярославля стал на открытии культурно-просветительского центра имени Валентины Терешковой друг и ровесник Космонавта номер один, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Алексей Леонов.
Алексей Архипович – и сам личность историческая. Это он, не забудем, через четыре года после гагаринского полёта первым в истории выйдет из кабины космического корабля в открытый космос. Они вместе готовились к полётам, дружили, не раз приезжали на родину «Чайки» по делам или, как деликатно выразился Алексей Архипович, «чуть-чуть отдохнуть».
Свои размышления о первом полёте и личности первопроходца начал он по-гагарински, вот уж и впрямь от земли. Вспомнил, как два года назад закладывали в Ярославле новый планетарий:
– В руках у нас были лопаты. С нуля начинали, с траншеи под фундамент. Откровенно говоря, по старой советской привычке тогда мало верилось, что успеем, что накануне 50-летия первого полёта мы все вместе соберёмся здесь и так красиво, по-русски отметим годовщину прорыва человека в космическое пространство.
Кому, как не Алексею Леонову, и знать истинную цену начинаниям, какие поначалу могут показаться невыполнимыми. В порядке дружеского эксперимента выдвинул Алексей Архипович такую простую, при всей её мудрости версию успеха, имея в виду сразу и гагаринский пример, и ярославский центр Терешковой, и всех, кто участвовал в его «запуске». По его словам, «такие вещи делать могут только хорошие люди».
Благодарность Алексея Архиповича этим людям была настолько искренней и проникновенной, что прозвучала она, верилось, от имени и Гагарина, и Терешковой, и всего российского содружества космических братьев и сестёр. Несмотря на то, что ярославцы, как заметил Леонов, вовсе не те люди, кому надо объяснять, каким Гагарин парнем был, всё же гость посчитал нужным добавить к портрету Космонавта номер один несколько важнейших подробностей. Юрий Гагарин, сказал он, был замечательным профессионалом, классным лётчиком и при всей своей молодости состоявшейся личностью:
– Его выбрало время, и время не ошиблось. Своим примером Гагарин обозначил тот ориентир, по какому, как по эталонной планке, прицельно шла подготовка космонавтов в нашей стране, быть ниже никто из нас не имел права.
Эти свои мысли друг и ровесник Гагарина подкрепил цитатой из засекреченного на многие годы документа пятидесятилетней давности. Генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв дал такую аттестацию первому космонавту: «Умён, обаятелен. Является олицетворением вечной молодости нашей планеты. В нём счастливо сочетаются природное мужество и аналитический ум». Королёв был убеждён: «Если Юрию дать надёжное образование, то в ближайшее время мы услышим его имя среди имён выдающихся учёных нашего Отечества».
...Год российской космонавтики продолжается. Ему и 50-летию прорыва человека в космос посвящён начавшийся сегодня в звёздном зале центра имени Терешковой семидневный марафон подведения итогов городского творческого конкурса «звездочётов» в возрасте до 16 и старше «Я гражданин Вселенной». Закончится марафон 19 апреля научной конференцией школьников, авторов лучших рефератов на тему «Путешествие к планетам разноцветных солнц» с участием лётчиков-космонавтов Владимира Джанибекова и Юрия Лончакова.
Вот несколько деталей в тему из редакционного «космического» досье. 12 и 13 апреля 1961 года в одном только центральном районе Ярославля – Кировском прошло более девятисот (!) митингов. Каждого младенца мужского пола, появившегося на свет в те дни в городском роддоме (их оказалось не менее десяти человек), называли Юрием, самым популярным в стране именем в первом году космической эры. Новой школе № 74 было присвоено имя Юрия Гагарина. Ярославские моторщики в те дни выпустили сверх плана три «гагаринских» двигателя. На другой день после полёта поэт Иван Смирнов принёс в редакцию «Северного» новое стихотворение «Сын Земли». Заканчивалось оно так: «И тебе одним порывом братским//Говорим, восторга не тая://Здравствуй, русский парень из-под Гжатска,//С возвращеньем в отчие края!».