В этом селе, расположившемся на самой окраине Гаврилов-Ямского района, на границе с Ивановской областью, и провёл своё детство будущий космонавт. И хотя родился он вдали от здешних мест, в Астрахани, на полигоне Капустин Яр, где служил отец, всё же именно к Осеневу прикипел душой. Здесь до сих пор стоит бревенчатый дом с тремя окнами по фасаду, выходящими на оживлённую Ивановскую трассу. По этой трассе Валера восемь лет бегал в местную школу, где получил первые знания, познакомился с мальчишками и почувствовал, что такое настоящая дружба. И здесь же, в Осеневе, он впервые поднялся в небо, навсегда полюбив его.
– Поля в местном колхозе имени Калинина, в котором мой отец работал председателем, тогда занимали огромные площади, – вспоминает Валерий Токарев, – и по весне для их опыления частенько привлекали «малую авиацию» – самолёты «АН-2», прозванные в народе «кукурузниками». Один такой «кукурузник» и опустился недалеко от нашей школы. Мы, мальчишки, тут же обступили лётчика и упросили его прокатить нас хотя бы разок. Упросить-то упросили, но забраться в салон отважились далеко не все. Я оказался в числе смельчаков. И вот самолёт поднялся в воздух. Ощущения были непередаваемые: мы парили среди облаков, и отсюда, с высоты, всё село оказалось словно на ладони. Домики выглядели маленькими-маленькими, а люди вообще напоминали муравьёв. И тогда я дал себе слово: обязательно буду летать.
После этого Валера зачастил в сельскую библиотеку, заведовала которой, кстати, его мама – Лидия Николаевна, и буквально проглатывал всё, что было написано о небе и лётчиках. Ну и конечно, с удвоенной силой засел за учебники, ведь для осуществления мечты были нужны прочные знания.
– Учился он легко, – вспоминает закадычный друг и однокашник Токарева Николай Тощигин, – и практически по всем предметам получал хорошие отметки. Да и учительница у нас была такая, что не забалуешь, весь класс держала в строгости.
Но помимо знаний лётчик должен иметь и хорошую физическую подготовку, вот почему одними из любимых стали для Валеры уроки физкультуры. Хотя в большинстве своём местные мальчишки были и так неплохо развиты: они постоянно гоняли в футбол, бегали на рыбалку, ездили верхом на колхозных лошадях.
– Я и до сих пор занятиям в тренажёрном зале предпочитаю тренировки на улице: турник, пробежка, – говорит Валерий Токарев, – потому что это не только позволяет держать в тонусе сразу все группы мышц, но и даёт возможность дышать свежим воздухом. Что может быть лучше?
После окончания восьмого класса будущий космонавт вынужден был покинуть родные пенаты и переехать в Ростов к бабушке, ведь маленькая сельская школа была всего-навсего восьмилеткой. Но зато она дала своему ученику такие знания, которые по достоинству оценили новые одноклассники и учителя. И вот Токарев – курсант Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов, куда поступил в 1969 году. Звал Валера с собой и закадычного дружка Кольку Тощигина, но тот не прошёл медкомиссию – подвело зрение. А курсант Токарев с упоением осваивал военные науки, строевую подготовку и летал, летал, летал... После получения диплома он довольно быстро начал подниматься по карьерной лестнице: старший лётчик, командир авиационного звена, заместитель командира эскадрильи. В 1982 году бывшему деревенскому мальчишке, освоившему более сорока типов самых современных самолётов и вертолётов, была присвоена высшая квалификация – лётчик-испытатель. И ему начали поручать выполнение наиболее ответственных заданий: испытание самолётов вертикального взлёта и палубного базирования, разработанных в КБ Яковлева, самолётов аэрофинишерной посадки
«СУ-27» и «МиГ-29». Довелось Валерию Ивановичу испытывать и авиационные комплексы тяжёлых авианесущих крейсеров. В общем, работы хватало. И вот он, звёздный час: после окончания Военно-воздушной академии им. Гагарина подполковнику Токареву предложили попробовать себя в роли космонавта. Понятно, что такие предложения делали далеко не всем, а только асам из асов, но, честно говоря, согласием отвечали немногие из них.
– Это же получается большой шаг назад и в карьере, и в жизни, – поясняет Валерий Токарев, – потому что начинать подготовку нужно практически с нуля. Ведь космос – это совершенно другая специфика, другие знания, умения и навыки, которыми лётчик не обладает, да плюс ещё жесточайший медицинский отбор. И не дай Бог врачи обнаружат какие-то неполадки в организме. Тогда и на профессии лётчика можно смело ставить крест – с проблемами в здоровье к полётам больше не допустят.
Токарев всё же рискнул, и в январе 1989 года решением Государственной комиссии был отобран в качестве кандидата в космонавты. Два года он проходил подготовку в Центре
им. Ю. А. Гагарина и после успешной сдачи всех положенных зачётов получил квалификацию космонавта-испытателя.
Но всё же путь к звёздам не был для Валерия Ивановича простым и безоблачным. В феврале 1992 года распался СССР, и научно-испытательный институт, где готовили покорителей космоса, перешёл под юрисдикцию Украины, так как находился в Крыму. Чтобы продолжать работы, все сотрудники НИИ должны были принести присягу на верность вновь образовавшемуся государству. Токарев один из немногих отказался это сделать, в результате чего был отстранён от должности, снят с лётной работы и выведен за штат. Почти год будущий космонавт № 91 прослужил потом старшим лётчиком-испытателем в Ахтубинске, но всё же в конце концов вновь вернулся в Звёздный. До старта американского шаттла «Дискавери», впервые унёсшего Валерия в звёздные дали, оставалось ещё долгих шесть лет...
Тот международный полёт прошёл успешно, но вскоре после возвращения на Землю пошли разговоры о новой экспедиции Токарева на МКС вместе с американцами. Называли даже вполне определённые даты, но полёты всё откладывали да откладывали. Валерий Иванович очень переживал по этому поводу, ведь ему было уже за пятьдесят. И хотя космонавт по-прежнему находился в прекрасной физической форме, возраст мог стать реальным препятствием для следующего старта. Но всё же старт состоялся. 1 октября 2005 года корабль «Союз» доставил нашего земляка вместе с космическим туристом Грегори Олсеном и астронавтом Уильямом Мак-Артуром с Байконура прямиком на МКС. Правда, Грегори, совершив космическую экскурсию, вскоре отбыл на Землю, а с Уильямом Токарев провёл на орбите 189 суток и даже совершил два выхода в открытый космос.
– Конечно, было страшно, чего скрывать, – делится впечатлениями Валерий Иванович, – но трудно дался именно первый шаг – с корабля в открытое пространство. Ведь космос – это чёрная, мёртвая бесконечность. Но зато какой красивой кажется оттуда – из бесконечной черноты – наша Земля: голубая-голубая и очень маленькая. В такой миг остро ощущаешь: нам всем надо очень постараться, чтобы её сберечь.
Вот уже третий год космонавт № 91 занимается чисто земными проблемами – возглавляет Ростовский муниципальный район. Об этом попросили Токарева сами ростовчане, зная о его связях в высоких властных структурах, и Валерий Иванович не смог отказать землякам.
– Считаю, что за это время сделал немало, – говорит новоиспечённый глава, – нашлись деньги на социальные программы, оживилось строительство, люди стали жить лучше. Сейчас готовимся к юбилею – в следующем году Ростову исполнится 1150 лет! Надо отметить такую дату достойно.
Не забывает «звёздный» выпускник и свою родную школу в селе Осеневе: нет-нет да и заедет, пройдётся по знакомым классам, пообщается с ребятами, вспомнит детские годы с закадычным другом Колькой, который работает здесь же кочегаром. До недавнего времени в альма-матер героя России существовала и такая традиция: за его партой имели право сидеть только лучшие ученики. И хотя сейчас в осеневской школе грызут гранит науки всего пять мальчишек и девчонок, районные власти пока не собираются её закрывать. «Говорите спасибо не мне, а Валерию Ивановичу», – как-то ответил на благодарность осеневцев глава Гаврилов-Ямского района Николай Бирук.
А в Ростове в просторном кабинете Токарева наглядно представлена почти вся его лётная биография: на стене в рамочке – фото Международной космической станции, пролетающей прямо над Землёй, на полках – модели самолётов, которые довелось испытывать. Но всё же самое почётное место занимает тот самый шаттл «Дискавери», на котором бывший деревенский мальчишка совершил свой первый звёздный полёт.
– Специально заказывал, – улыбается Валерий Иванович, любовно проводя рукой по гладким бокам миниатюрного корабля, – ведь космос – дело всей моей жизни. Так что через год вновь вернусь к работе в Звёздном, где готовлю к стартам новое поколение покорителей Вселенной. Хотя я и будучи на посту главы не оставлял эту работу насовсем, просто притормозил чуть-чуть. Ну а землякам буду помогать по-преж-нему, ведь связи-то в верхах никуда не денутся. Кстати, в космос готов лететь хоть сейчас – физическая подготовка в норме. Я, между прочим, даже выпускников военных училищ – ребят крепких и выносливых – могу легко обойти. Это деревенское детство дало такую закалку.
Воспоминания прерывает звонок мобильного телефона. Помощник напоминает: у Валерия Ивановича скоро намечена очередная важная встреча, причём не где-нибудь, а в ЮАР. И космонавт № 91 отдаёт в трубку краткий приказ: «Покупайте билеты на самолёт. Вылетаю».