На сегодняшний день чётких критериев определения страны вывоза автомобиля в законодательстве, увы, нет. Существует ряд нормативных документов, согласно которым при таможенном оформлении машины в строке паспорта транспортного средства, применяемого в нашей стране, указывается страна, из которой было ввезено транспортное средство в Россию. В связи с этим сотрудник таможни при определении страны вывоза обращает внимание на три момента: страну регистрации в иностранном государстве (техпаспорт), страну, в которой осуществлялся переход права собственности транспортного средства к будущему владельцу (договор-купчая и др.), страну, в которой машина была произведена.
Нередки ситуации, когда авто, которое зарегистрировано, скажем, в Бельгии, эксплуатируется на протяжении долгого времени во Франции. Затем этот автомобиль продаётся в одну из прибалтийских стран. А уже оттуда машина ввозится в Россию. В итоге при проведении таможенного оформления и таможенного контроля должностным лицам таможенных органов достоверно установить страну вывоза транспортного средства достаточно сложно и на деле практически невозможно. Так как договор перехода права собственности и технический паспорт представляются таможенникам, к примеру, не из Литвы, а из государств Западной Европы.
Допустим, при прохождении таможенной очистки перевозчик, которому вы заказали доставить машину в ваш регион до таможни, где будет проходить процедура таможенного оформления, поясняет, что купил автомобиль на территории одной из европейских стран. После покупки, по словам перевозчика, автомобиль на трале (автовозом, без выдачи транзитных номеров) переправляется в Литву, откуда перевозчик её и забирает для доставки на территорию России ожидающему своё авто покупателю.
Аналогичная ситуация складывается с машинами, ввозимыми из Соединённых Штатов Америки. Нередко автомобили, поставляемые из США, – это транспортные средства, пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий или природных катастроф (машины-утопленники Salvage). Такие машины, конечно же, не соответствуют элементарным правилам технической безопасности.
При проведении таможенного контроля на внутренних таможнях России на такие авто, как правило, предъявляются техпаспорт (Title) и документ перехода права собственности с территории США. Однако зачастую путь автомобиля из США до России занимает не один месяц. Не исключено, что одной из причин такого промедления является его попутный ремонт (о чём будущий владелец, естественно, не ставится в известность).
Уже давно не секрет, что на территории стран Евросоюза, и в первую очередь стран Балтии, работают фирмы, которые производят скупку битых, повреждённых авто с территории Европы и США с целью их ремонта, восстановления и дальнейшей продажи через различные авторынки и реализации посредством автомобильных аукционов.
Фактически любой гражданин, покупая машину с заполненной строкой вывоза – из Америки или стран Европы (будь то Франция, Бельгия или Германия) – на территории России рискует купить «авто в мешке». Поэтому, чтобы минимизировать риск некачественной покупки, автолюбитель в первую очередь должен обратить своё внимание на историю эксплуатации приобретаемого транспортного средства, а также уделить большое внимание его техническому состоянию. Так как зачастую красивые внешне и доступные по цене авто могут оказаться восстановленными после крупных аварий и на деле являться самым настоящим автохламом. Эксплуатация такого транспортного средства будет крайне небезопасна для жизни как водителя, так и для его пассажиров.