Поскольку Ярославль расположен на слиянии двух больших рек – Волги и Которосли, через город проходят магистральные железнодорожные пути с интенсивным движением пассажирских и товарных поездов, это предопределило создание, в основном во второй половине ХХ века, целой сети городских мостовых сооружений – мостов и путепроводов. Через большинство из них пролегают маршруты городского пассажирского транспорта, ежесуточно перевозящего сот-ни тысяч пассажиров, непрерывно движется поток легковых машин.
Нельзя сказать, что власти не занимаются проблемами мостового хозяйства. За последние годы, в том числе и в рамках юбилейных программ, капитально отремонтирован Толбухинский мост через Которосль, реконструированы путепровод у моторного завода и мост в створе Московского проспекта, построены новые мосты через Волгу и Которосль, а также система путе-проводов и транспортных развязок на подходах к новому волжскому мосту.
Сегодня в собственности города находится 31 мостовое сооружение. Это не считая объектов, относящихся к федеральной, региональной и ведомственной собственности. Среди них внеклассный мост через Волгу, пять больших мостов через Которосль, ряд значительных по протяжённости путепроводов через железнодорожные пути и другие мостовые объекты. Это налагает большую ответственность на владельца сооружений – мэрию – за безопасность граждан, а также за содержание мостов в надлежащем виде и обеспечение долголетней их службы.
Мостовые сооружения – это сложные инженерные конструкции, эксплуатирующиеся в непростых условиях. Они постоянно подвергаются воздейст-вию транспортных нагрузок, различных природных явлений, постепенно снижающих проч-ность и надёжность и, как следствие, ограничивающих срок службы сооружений. По мнению учёных МАДИ (Москов-ский автомобильно-дорожный институт (университет), срок службы железобетонных автодорожных мостовых сооружений определяется всего в 25 – 40 лет. Это в условиях постоянной качественной эксплуатации.
Специалисты знают: эксплуатация мостовых сооружений – это комплекс мероприятий, включающий в себя постоянный ежедневный надзор, надлежащий уход, периодические осмотры и обследования конструкций, проведение профилактических и планово-предупредительных ремонтов. Сегодня эти работы по муниципальному контракту мэрия поручила, как это положено, подрядной организации. При этом оставив за собой контроль её деятельности.
Но беда в том, что в структурах мэрии, как мне известно, нет ни одного опытного специалиста с дипломом инженера-мостовика. В связи с этим возникает и опасность заключения контракта по эксплуатации городских мостовых сооружений (включая внеклассный мост!) с малоизвестной организацией. И снова встаёт вопрос: почему к решению этой далеко не простой задачи не привлечены специализированные организации, которые уже длительное время успешно обеспечивают на территории области эксплуатацию более полутысячи мостовых сооружений, расположенных на дорогах федерального и регионального подчинения?
При разборке старых конструкций в процессе проведения ремонтных работ всегда ясно видно, на каком низком техническом уровне осуществлялась эксплуатация мостовых сооружений, принадлежащих городу. И тут снова возникает естественный вопрос: неужели руководство мэрии считает, что этими проблемами нужно заниматься лишь под давлением органов прокуратуры, как это произошло на мосту через реку Которосль, расположенном в районе Комсомольской площади? В нынешнем году исполняется 50 лет со времени ввода его в эксплуатацию – очень немалый, «стариковский» возраст. За это время его несущие конструкции ни разу не подвергались какому-либо ремонту. Произошло то, что должно было неизбежно произойти: рухнули пришедшие в негодность тротуарные плиты. И руководство мэрии должно благодарить судьбу, что это не обернулось большой трагедией.
Меня не удивляет то, что произошло с отслужившим свой срок мостом, но крайне удивляет реакция чиновников на это. Вместо того, чтобы сразу ограничить движение по мосту, привлечь по договору специализированную организацию для немедленного его обследования (в соответствии с действующими строительными нормами) и срочно начать работы по ремонту, мэрия дождалась вмешательства прокуратуры. Комментарии здесь излишни...
Я согласен с мнением ГИБДД, изложенным в опубликованной «Северным краем» газетной статье, что движение по мосту надо закрывать сейчас, то есть немедленно. И не могу согласиться с мнением руководства департамента городского хозяйства мэрии, услышанным мной по телевизору, что надо сначала провести обследование, затем выполнить проектные работы и только потом решать вопрос о возможности закрытия моста либо о том, в каком безопасном режиме осуществлять здесь движение транспорта и пешеходов.
Сегодня немало и других проблемных мостовых объектов в городе. Это, на мой взгляд, печальный результат отсутствия необходимого внимания к такому важному для жизнедеятельности городского хозяйства вопросу со стороны мэрии.
В настоящее время опять же, по моему мнению, первостепенная и неотложная задача состоит в том, чтобы обеспечить безопасность граждан при пересечении Волги по Октябрьскому мосту. Этот мост, напомню, в текущем году будет отмечать своё 45-летие. Преклонный, по меркам мостовых сооружений, возраст, отсутствие нормальной эксплуатации в течение десятков лет, особенности конструкции моста (в годы строительства они были во многом экспериментальные), постоянные динамические нагрузки из-за плохого содержания проезжей части, неисправная в течение длительного времени гидроизоляция не позволяют сегодня без проведения специальных обследований говорить о надёжности и безопасности сооружения. Поэтому мэрии необходимо срочно заключить контракт на проведение комплексного обследования, а, может быть, и испытания этого моста, тем более, что срок очередного обследования уже истёк. При этом надо иметь в виду, что состояние конструкций и значение моста для города придают этому вопросу весьма большое значение.
Не дожидаясь результатов обследования и получения рекомендации по его результатам, представляется целесообразным уже сегодня ограничить скорость передвижения по Октябрьскому мосту, запретить движение по нему всего грузового транспорта и тяжёлых автобусов транзитных маршрутов, уменьшить по возможности движение тяжёлых автобусов городских маршрутов, обеспечить идеальное содержание поверхности проезжей части, обратив особое внимание на участки, примыкающие к деформационным швам.
Необходимо уделить внимание и другим объектам мостового хозяйства города, прежде всего – построенным более 30 – 35 лет назад. Целесообразно в самые короткие сроки обследовать каждый из них с привлечением квалифицированных специалистов и составить конкретный план приведения их в надлежащее состояние. Одним из первых уже в этом году нужно решать вопрос с Добрынинским путепроводом, на котором, несмотря на его значение, за почти сорок лет эксплуатации основные элементы конструкций ни разу не подвергались ремонту.
Я понимаю, что обеспечение нормальной эксплуатации находящихся в собственности города мостовых сооружений, их ремонт, реконструкция, а, может быть, и замена требуют значительных бюджетных ассигнований. Но надо учитывать, что мостовые сооружения – это неотъемлемая часть жизни города.
Хотелось бы, чтобы мэрия, не ожидая нового вмешательст-ва прокуратуры и возможных (поверьте, мне этого очень не хочется) трагических событий, рассмотрела поднятые в настоящей статье вопросы, привлекла для этого квалифицированных специалистов, приняла соответствующие решения и утвердила план необходимых мероприятий, а лучше – город-скую программу. В программе следует предусмотреть выделение начиная с текущего года необходимых бюджетных ассигнований, а в штате мэрии остро нужна группа инженеров из двух – четырёх дипломированных специалистов мостового профиля. Это необходимо помимо прочего для решения стратегических задач развития городского мостового хозяй-ства.
В заключение хочется пожелать, чтобы с настоящей статьёй ознакомились не только тысячи читателей газеты, но и чиновники, интересы которых здесь затронуты, чтобы руководство мэрии нашло возможным довести до сведения редакции, а через неё – и до всех читателей свою реакцию на поднятые проблемы.