Мир становится всё более глобальным. Миграционные процессы усиливаются повсеместно. В том числе и в России. Здесь они среди прочего обусловлены ещё и тем, что многие мигранты, поселившиеся сейчас в нашей стране, и прежде жили в общей с нами стране – СССР.
ОТКУДА ОНА – НАЦИОНАЛЬНАЯ РОЗНЬ?
Между тем одним из неблагоприятных факторов, мешающих развитию толерантности, эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Откуда берутся эти стереотипы и как они закрепляются в сознании? Порою из единичных, не дающих никаких оснований для обобщений, но реальных случаев, как раз и становящихся такими вот поводами…
Вот, например, известный автору случай, имевший место в одной из ярославских многоэтажек. Хозяйка квартиры на 10-м этаже не любила выбрасывать мусор в мусоропровод. Просто выставляла пакеты с отходами бытовой жизнедеятельности на лестничную площадку вблизи своей двери, и они там стояли по нескольку дней, неделями, начинали разлагаться и источать страшное зловоние… До тех пор, пока кто-то из соседей не выдерживал и не брал на себя этот непосильный труд – донести пакет до мусоропровода.
И что же тут такого, разжигающего межнациональную рознь, спросит недоумевающий читатель. Такого сорта деятелей хватает… Да! Только в данном случае виновница эксцесса оказалась единственным представителем некоренной нации среди всех прочих страдавших от её поведения соседей! Вот вам и повод для обобщений…
Вот откуда иногда национализмом несёт – из мусорного мешка! Но на самом деле такие случаи «межнациональных столкновений» на бытовом уровне весьма редки. Хотя отпечаток свой они на взаимное восприятие друг друга представителями разных национальностей накладывают. Вот высказывания моих собеседников. Первые два – неназвавшиеся русские. Из того самого дома, только из других подъездов. Одно – осторожно-настороженное, другое – откровенно агрессивное.
Мужчина средних лет, отягощённый думами о семье и пакетом продуктов:
– Ну что я могу сказать? У меня сосед – езид, человек он с высшим образованием, давно здесь живёт, здороваемся… Мирно живём!
– Да что вы говорите! – вступил в дискуссию подтянутый моложавый дедушка. – Теракт в Домодедово – это их вина! Происходящее в России – политика государства! Им, сильным мира сего, выгодна слабость народа! А идеальный правитель должен защищать свой народ!
А вот – управляющая ТСЖ, в котором состоят жители этого дома, Ольга Николаевна:
– Дом у нас многонациональный, хотя, конечно, русских больше всех. Но наши квартиранты других национальностей – люди все неплохие, отзывчивые, хотя есть и трудности: очень уж они любят за квартиру не платить, уж такие-такие долги копят! А как только я подойду, плату спрошу – сразу вносят…
Поговорила я и со знакомыми армянами – а вдруг и они тоже не всегда довольны поведением русских?
Сусанна Овсепян, продавец:
– Мой дедушка родился в России, родители живут здесь 20 лет, я сама – уже три года. Родилась я в Ереване, закончила Ереванский государ-ственный инженерный университет, по образованию инженер-технолог, в школе преподавала химию и биологию. С русскими коллегами, с соседями конфликтов никогда не было. Если покупателя не устраивал товар, то на личности не переходили, слава Богу.
Геворг Хачатрян, сапожник:
– Я живу в России уже 19 лет: как Союз развалился – поехал сюда счастья искать. Закончил Ереванский архитектурно-строительный университет, хотел быть свободным художником, а стал сапожником: женился я, не хотел у свояка на шее сидеть, теперь работаем вместе… И конфликтов ни с кем нет, потому что хорошо работаю. Все конфликты возникают или из-за лени, или из-за политики. Вот, бывает, придёт ко мне мужик мрачный, злой, нарывается, а как работу посмотрит, так отойдёт, потому что привязаться не к чему… Нет, конечно, бывает, дамы просто так привязываются, особенно с утра. При ней и сапог-то нету, а она лезет крови попить… Самая главная рознь на политике завязана, на деньгах. Почему теракты происходят?! Потому что чиновники деньги отмывают. И скинхеды всякие бритоголовые оттуда же, шпана, которой деньги платят. А народы никогда не поссорятся. Поссориться могут только люди.
Армянину дяде Жоре вторит и русский, индивидуальный предприниматель Анатолий Куракин:
– Мне по барабану, кто какой национальности, я общаюсь со всеми, просто есть люди хорошие, а есть плохие.
С МЛАДЫХ НОГТЕЙ
Как видим, мнения высказываются самые различные. Тем не менее понятно, что очень часто людям просто не хватает желания или даже умения понять другого человека. Особенно человека другой национальности. А чтобы уметь – этому надо учиться! Именно поэтому особое внимание развитию толерантности в последние годы стали уделять в школах. Наверно, потому, что детям проще объяснить, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах проводятся мероприятия, классные часы, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, на знакомство с национальными культурами, отличиями в традициях народов.
Особенно успешно на сегодняшний день культурный диалог и формирование толерантных отношений в многонациональной среде происходит в ярославской школе № 16, недавно отметившей 50-летний юбилей. Расположена школа в Коровницком микрорайоне.
– В нашей школе для 70 процентов детей русский язык не родной, – рассказывает директор школы Ирина Владимировна Антипова. – Это дети езиды, армяне, азербайджанцы, казахи… Так что одно из направлений деятельности школы – формирование толерантных отношений в многонациональной среде – стало для нас главным. Бывает, и особенно часто это встречается среди учеников начальных классов, что родители, узнав об этой нашей направленности, специально отдают ребят именно в наше учебное заведение. И чаще всего именно на первых порах пребывания в России, когда детям необходимо как можно скорее адаптироваться в новой для них среде. Толерантность – конёк нашей школы. Педагогический коллектив постоянно ищет пути взаимодействия ребят разных национальностей, и для обеспечения лучшего диалога культур даже был создан этнографический музей.
Естественно, возник вопрос: насколько охотно ребята участвуют в делах школы?
– Никого заставлять не приходится! Детям это нравится, – ответила Ирина Владимировна.
О школьном музее рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Михайловна Горелова:
– Основная его концепция – этнография народов России – обусловлена полиэтническим составом учащихся школы, и поэтому главная экспозиция посвящена истории, культуре и быту народов России и бывшего СССР, представители которых в разное время обучались в школе. Это лезгины, азербайджанцы, армяне, узбеки, молдаване, езиды, чуваши, татары, киргизы, таджики, украинцы, русские. Отдельные экспозиции посвящены истории школы, истории района – Коровницкой слободы, Великой Отечественной войне и 1000-летию Ярославля.
Открытию музея предше-ствовала большая поисковая и исследовательская работа учеников, родителей и учителей. Сейчас здесь более 300 подлинных экспонатов – это предметы быта, костюмы, документы, фотографии, газеты, монеты, значки и многое другое. Музейный фонд всё время пополняется. Вот, например, чувашский народный костюм подарила нам недавно учительница из Чувашии, узбек-ский свадебный наряд – дар бабушки одного из учеников…
Совет музея, куда входят ученики 7 – 8 классов, проводит экскурсионную работу, работу по сбору материалов для музея, поддерживает связь с ветеранами, активно участвует в городских и областных конкурсах, посвящённых краеведению.
Преподаётся в школе и такой предмет, как «Основы религиозных культур и светской этики». Ярославская область, как известно, является одним из 20 регионов Российской Федерации, где проводится эксперимент по изучению влияния этой дисциплины на повышение культуры межэтнических отношений.
– Этот курс занимает второе полугодие в 4-м классе, рассказывает Елена Михайловна. – Мы не стали останавливаться на какой-то одной религии, взяли основы религиозных культур в целом, потому что у нас дети разных национальностей, разных вероисповеданий. Русские ребята, естественно, православные, дети других национальностей в основном мусульмане.
– Каковы же результаты такой работы?
– Как таковых национальных или конфессиональных трений у нас не существует в принципе. Бывают исключительно обыкновенные детские конфликты. Все ссоры, возможные ситуации недопонимания стараемся рассмотреть, а когда проводим такие общие мероприятия, как, например, празднование юбилея школы, то дети становятся сплочённее, начинают больше уважать друг друга, чужие религию и традиции.
– А как родители относятся к тому, что их дети общаются с представителями других культур?
– В общем-то вполне нормально, раз уж у нас сложился такой коллектив.
А что скажут сами дети?
Перебивая друг друга рассказывают девочки из вокальной группы – азербайджанки Гунель Амива и Афина Мурадова:
– Мы и в школе, и даже дома разговариваем всё больше на русском языке. Родители спокойно относятся к тому, с кем мы дружим. Любого друга можем пригласить домой…
– И как его примут? В русской традиции или в национальной?
– В нашей...
– А если не секрет, как это происходит?
– Когда гости приходят, мы сначала чай даём, потом родители еду готовят… Мясо, рис, плов в общем. А на сладкое торты предлагаем. И сами печём, и покупаем, – хвастается радушием домашних Гунель.
Тут в разговор вступает застенчивая Хава Мержоева (ингушка):
– Ну сперва у нас мясо подаётся какое-нибудь, бульон, а потом уже чай. И печенье к чаю мама сама готовит.
– И у меня есть друзья самых разных национальностей и из класса, и со двора, а когда приходят, мама всякое готовит – и русское, и наше, но больше нашего, – продолжает тему гостеприимства Афина.
– И моя мама ничего страшного не видит в том, чтобы у меня были друзья разных национальностей. Главное, чтобы мне было интересно – ведь от них можно много нового узнать. У меня подруга азербайд-жанка, я ходила к ней на день рождения, и было очень весело, – подводит итог беседы русская Аня Карпова.
КОММУНАЛЬНАЯ СТРАНА
Посещение школы убедило меня, что дружба народов – это не официозный миф советского прошлого, а реальный, ощутимый результат кропотливого труда педагогов, родителей, учеников. И если и другие учебные заведения будут перенимать у коллектива школы № 16 их опыт, то можно надеяться, что толерантность перестанет быть пустым звуком и Ярославль нового тысячелетия станет на самом деле землёй согласия.
…Для полноты картины захотелось побеседовать и с начальником общественного пункта охраны правопорядка № 6 Фрунзенского района Наталией Михайловной Тихоновой. Именно на её территории находится 16-я школа.
– Наталия Михайловна, вверенный вам участок дос-таточно многонациональный по своему составу. Скажите, пожалуйста, чего чаще всего касаются вызовы, заявления, жалобы?
– Район у нас действительно многонациональный, соотношение русских и представителей других национальностей примерно пятьдесят на пятьдесят, это в основном армяне, езиды… Вообще армянская диаспора у нас преобладающая! Кроме того, азербайджанцы, чеченцы, цыгане.
Конфликтов на национальной почве не возникает, все претензии касаются в основном бытового плана. Случаи бывают всякие, но жалобы поступают как раз чаще на представителей южных народов. Вот, например, соседи не поделили придомовую территорию. Хозяин, скажем так, южанин, мыл машину на своей территории, но грязная вода стекала на территорию соседа-русского. Или вот другая ситуация – хозяйка-армянка сдаёт родичам свою часть дома, а те купаются прямо во дворе, не убирают за собой… Вот и жалоба со стороны соседей. Часто жалуются на то, что представители других национальностей ведут себя так, как привыкли у себя на родине – громко кричат, переговариваясь между собой. Неприятно то, что претензий в свой адрес они не воспринимают. В общем, конфликты эти касаются не национальности, а умения отдельно взятых людей вести себя. Это уже вопрос культуры. Я ровно отношусь к представителям разных народов, главное, чтобы человек был хороший. Неприятно, когда начинают равнять всю нацию на одного её представителя, совершившего какой-то неблаговидный поступок.
– Да какие там национальные конфликты… Больше всего русские и дебоширят, – вступает в разговор уполномоченный участковый капитан Андрей Николаевич Сазанов. – Дело доходит до того, что те же самые армяне или азербайджанцы их и усмиряют. Бывают, конечно, жалобы на цыган, это есть. В основном разбираем попрошайничество и воровство. А так… Вот русские: подерутся между собой, сожители особенно, потом заявления напишут, а через пару дней забирать идут, одна бумажная морока с ними, лишняя возня. Южане так не делают: они всё решают внутри семьи, разбираем их дрязги крайне редко. А так – не от национальности всё, а от людей зависит!
Да, соседей не выбирают. Хоть по подъезду, хоть по всему нашему городу, по Ярославской области. Люди приехали сюда на постоянное место жительства, получили гражданство или вид на жительство. В юридическом смысле они находятся в статусе наших сограждан, а на бытовом уровне они – именно наши соседи.
И у нас нет другого пути, кроме как через постоянный диалог узнавать друг друга, учиться быть согражданами, соседями, соблюдать умеренность с обеих сторон, не навязывать свою культуру. Не делиться по национальному признаку, а объединяться.
Сегодня в Ярославле проживают представители более 150 разных национальностей и народностей, продолжается формирование общественных объединений, национальных диаспор, в области зарегистрировано 45 национально-культурных общественных организаций и объединений. Создано девять национально-культурных автономий. Национальные общественные объединения уже давно стали реальной частью создаваемого гражданского общества. Сущность их деятельности – не только сохранение национальной культуры, языка, обычаев и традиций, но и взаимообогащение народов через диалог культур.