Значение этих реформ стало особенно заметно через несколько десятилетий, в начале XX столетия, когда в новый век страна вступила мощной капиталистической державой, явно претендующей на одно из первых мест в мире. Благодарная Россия именно в этот период запечатлела образ императора-реформатора в многочисленных памятниках. Автором некоторых из них стал выходец из Ярославской губернии, бывший крепостной крестьянин скульптор Александр Опекушин, создавший знаменитый памятник Пушкину на Тверской площади.
Судьба его памятников царю-освободителю оказалась куда более печальной: ни один не дошёл до наших дней, хотя только в Ярославской губернии их было установлено четыре. Один – в богатом и самобытном ярославском селе Вятском, которое после реформ Александра II особенно расцвело. В 1911 году благодарные вятские жители в честь 50-летия отмены крепостного права на свои средства тоже установили бюст государю Александру Николаевичу в исполнении другого Александра – скульптора Опекушина. Судьба этого памятника достаточно необычна. Дело в том, что его «сгоняли» с пьедестала дважды: вернули на место после первого свержения на время белогвардейского мятежа, но большевики поставили окончательную чёрную точку в судьбе бюста. Казалось бы… Однако современную историю, как и ту, что мы изучаем на страницах учебников, делают люди. И именно эти люди, сельский сход села Вятского в мае 2008 года, решили восстановить памятник Александру II по его первоначальному, опекушинскому, макету. Работу заказали тутаевскому скульптору Всеволоду Алаеву, и он мастерски справился с поставленной перед ним задачей.
Такова вкратце история, объединившая двух великих Александров, царя-освободителя и скульптора – бывшего крепостного, и небольшое, славное историческими традициями село Вятское.
Теперь понятно, что пройти мимо такой судьбоносной даты, как юбилей отмены крепостного права в России, жители Вятского просто не смогли. Тем более, одно к одному, именно 4 марта – день памяти нашего знаменитого земляка Опекушина, который скончался в 1923 году в селе Рыбницы, расположенном в двух десятках километров от Вятского в полной нищете и забвении.
Около памятника Александру II весенним утром 4 марта было яблоку негде упасть. Гости из Москвы и Петербурга, жители разных городов Ярославской области, музейная, архивная, библиотечная общественность, школьники и жители села Вятское – здесь собрались все те, для кого важна и дорога история России. Торжественному митингу, а желающих высказаться, несмотря на кусающий за щёки морозец, было немало, предшествовала лития в память усопших. Её отслужил настоятель Воскресенской церкви отец Макарий.
– Труды двух великих Александров, оставивших столь памятный след в истории государства Российского, служат ярким примером того, что каждый из нас, трудясь на своём месте во благо малой родины, вносит свой вклад в историю всей страны, – отметил отец Макарий.
Профессор Ярославского университета имени Демидова Виктория Марасанова, говоря о том, насколько значима была реформа Александра II для всей России, уточнила такую интересную историческую деталь: в Ярославской губернии царский манифест об освобождении крестьян был зачитан одним из первых в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, и произошло это судьбоносное событие …8 марта.
А вот академик Российской академии художеств Валерий Малолетков отметил другую поразившую его деталь:
– Я впервые столкнулся с тем, что имена этих двух великих для России людей – царя-освободителя и крепостного художника – упомянуты в едином контексте, в одной связке. На мой взгляд, это знаково: пока мы опираемся на гражданскую свободу и духовные ценности, Россия была, есть и будет великой державой.
Очевидно, эта же мысль пришла в голову одному из организаторов этого удивительного мероприятия – директору историко-культурного комплекса «Вятское» Елене Анкудиновой. Елена Андреевна, подытоживая торжественный митинг, предложила всем желающим подписать воззвание к Президенту России Дмитрию Медведеву с предложением объявить 4 марта государственным праздником России, Днём свободы и демократии. К подписным листам тотчас выстроилась целая очередь, люди охотно ставили свои автографы, рассуждая о том, что незачем придумывать для современной России новые, «из пальца высосанные даты», когда дей-ствительно важных исторических событий в жизни страны хватает.
Торжества в честь отмены крепостного права в России продолжились в музейных и конференц-залах села Вятское. Здесь состоялась презентация сразу нескольких вдумчиво написанных, красиво иллюстрированных, безукоризненно изданных книг, а также фильма-путеводителя об истории села Вятское. Последний подготовили сотрудники историко-культурного комплекса «Вятское». Во всех этих изданиях рассказывается об удивительных людях, выходцах из здешних мест, которые смогли прославить свою малую родину далеко за пределами Ярославской губернии.
Это и Пётр Телушкин – небесный кровельщик, так его называли, который в одиночку починил крыло ангела на шпиле Петропавловской крепости; и один из «виновников» сегодняшнего торжества академик Александр Опекушин (небольшую, но содержательную выставку исторических материалов, рассказывающих о жизни и творчестве знаменитого земляка, подготовили к этому дню сотрудники Ярославского художественного музея); и купец первой гильдии Никита Понизовкин.
Презентация книги об истории рода Понизовкиных, которую написал ярославский краевед Александр Пенкин, была особенно многолюдна. Многих гостей привлекла возможность лично пообщаться с праправнуком купца Никиты Понизовкина – Владимиром. Соб-ственно, как раз по инициативе Владимира Понизовкина ярославский историк Пенкин и взялся за изучение родословного древа «химического короля» России. Книгу успели привезти из типографии буквально за пару минут до начала презентации. С пылу с жару, точно масленичные блины, шутили участники мероприятия, расхватывая краеведческую литературу действительно как лакомое угощение.
– Дайте, дайте хоть мне подержать, – пробивался к фолианту москвич Владимир Понизовкин, а взяв в руки, благоговейно, на выдохе, произнёс. – Всё-таки это случилось… (имея в виду, что выходу книги предшествовал долгий кропотливый процесс собирания материалов, переписки с другими родственниками, бессчётные часы, проведённые в архивах – Авт.)
Сам Владимир – музыкант, его отец тоже связал судьбу с музыкой, он – преподаватель в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных.
– Я благодарен Богу, судьбе и тем людям, благодаря которым я открыл для себя историю своего великого рода, которую отныне я смогу передать и своим детям, и внукам, – сказал пра-правнук Никиты Понизовкина и, не чинясь, низко, в пол всем поклонился.
Владимир Понизовкин | 05.03.2011 в 15:18 | ответить0
«Сам Владимир – музыкант, его отец тоже связал судьбу с музыкой, он – преподаватель в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных.» Мой отец — Юрий Владимирович Понизовкин(1928-1999)был профессором Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, ныне Российская Академия Музыки им. Гнесиных. :))
Гость | 05.03.2011 в 15:20 | ответить0
Ну осталось дождаться внуков
nlv | 05.03.2011 в 16:58 | ответить0
Спасибо автору интересной статьи, что открыла для меня село Вятское.Вот только остается непонятным, чему потомки тех, «освобожденных» крестьян, радуются, и что они празднуют, и о какой вере в будущее, в связи с этим, говорит автор. Как известно, освобождены крестьяне были – вопреки их чаяниям и надеждам — без земли. Вследствие такой реформы подавляющее большинство были вынуждены, чтобы не умереть с голоду, покинуть деревню и искать куска хлеба в качестве дешевой наемной рабсилы в городе. Только редким единицам – таким как купцы С. Л. Кундышев-Володин и Кокин ( ru.wikipedia.org по ссылке село Вятское Яр.обл) — удалось стать «хозяевами жизни».
А многомиллионное крестьянство России встретило великую реформу 1861 г. взрывом негодования. Получив волю почти без земли, крестьяне отказывались верить случившемуся, говорили: «Нас надули! Воли без земли не бывает!» «Минута разочарования», которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в небывалый подъем крестьянского движения.
1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г.
Гость | 05.03.2011 в 19:43 | ответить0
Хотелось бы узнать, где Владимир Понизовкин(Квадрат) получил музыкальное образование и где он работает и играет? С уважением Владимир Снетков.
nlv | 05.03.2011 в 21:55 | ответить0
Кстати, про Александра Второго и образование:
" Жестоко обделив крестьян при дележе земли и денег, русская монархия создала неожиданно передовую для своего времени систему образования, которая и стала настоящим освобождением для громадного числа талантливых самородков из народа.
Трагическая смерть Императора-освободителя от руки смертников-народовольцев, лишь подчеркивает его заслуги как просветителя — но сегодня именно эта заслуга оставлена в тени.
newsland.ru/news/detail/id/648966/cat/42/
В начале XX века в Вятском насчитывалось 160 дворов и 840 жителей. В селе действовали две церкви начала XVIII века, волостное правление, высшее начальное 4-х классное училище, бесплатная народная библиотека, земская больница, две богадельни
(Из википедии)
Гость | 06.03.2011 в 22:57 | ответить0
Дай книгу посмотреть