Миф первый. Число психически больных людей в России и в том числе Ярославской области растёт.
— Нет. Уровень зарегистрированных психических заболеваний в Ярославской области на протяжении последних лет достаточно стабилен — примерно около 3 процентов от общей численности населения. Аналогичная ситуация и в других регионах центра России. Наследственности придаётся приоритетная роль в возникновении большинства психических расстройств: то есть, если кто-то среди родных страдает психическим заболеванием, то вероятность его возникновения у остальных членов семьи повышается. В то же время нельзя исключить влияние социума, психологических факторов, в том числе стрессов.
Миф второй. Многие душевнобольные люди не осознают, что они нездоровы.
— Далеко не все. В последнее время отмечается рост так называемой пограничной патологии, когда психическое расстройство не достигает выраженного уровня. Как правило, эти люди в целом сохраняют социальную адаптацию: продолжают работать, большей частью сохраняют повседневную активность… Но, тем не менее, при этом они могут испытывать повышенную тревожность, мнительность, страхи, сниженное настроение. Часть таких пациентов, осознавая, что с ними что-то не так, обращается за специализированной помощью не всегда к психиатрам, чаще к психотерапевтам или психологам. В то время как при выраженной форме психической патологии человек часто утрачивает критическую оценку своего состояния и поведения. В этом случае груз ответственности за его состояние здоровья ложится на родственников или ближайшее окружение.
Миф третий. Люди не обращаются за специализированной помощью, потому что боятся, что их будут считать «психами» и тогда нормальная жизнь кончена.
— Данный миф напрямую связан с российским менталитетом. В развитых странах не является зазорным посещение психиатра или психотерапевта: наоборот, обеспеченные люди могут позволить себе иметь личного специалиста, с которым часто общаются. Это не связано с тем, что люди там умнее. Это связано с культурой психического здоровья развитого общества. А в нашем обществе человеку часто вешается табличка «душевнобольной», которая ставит крест на карьере. Окружающие зачастую отказываются от общения с таким человеком, считая его источником повышенной опасности. По этой причине человек старается скрыть своё душевное состояние до последнего предела. Если человек страдает в эмоциональном плане, «хандрит», появляются советы: «Ну что ты расклеился? Возьми себя в руки! Иди вскопай грядку и всё пройдёт!» К сожалению, это неверный путь, лучше выслушать человека и склонить, если это необходимо, обратиться к специалисту. Чем раньше начато лечение, тем более успешным оно будет. Пограничные состояния, например, лёгкая депрессия или тревожные расстройства, могут вообще излечиваться без последствий. При своевременном и грамотном подходе не проявляются в последующем и более тяжёлые заболевания. Конечно, есть болезни, которые до сих пор полностью не излечиваются, однако при своевременно оказанной специализированной помощи они имеют более благоприятный прогноз и человек долгое время ведёт полноценную жизнь. Надо отметить, что доверие к психиатрической службе в области за последнее время всё-таки выросло, а психиатрическая и психотерапевтическая помощь стала доступнее.
Так что если вы почувствовали, что не можете жить в прежнем ритме, не можете полноценно работать и общаться с окружающими, можно анонимно обратиться по телефону доверия: 30-03-03, 30-75-55 и получить грамотную консультацию специалиста.
Миф четвёртый. Психиатрия использует варварские методы лечения: вводит в лекарственную кому, бьёт током (как в фильме Милоша Формана «Полёт над гнездом кукушки»)…
— Это миф. Атропиношоковая и инсулиношоковая терапии сейчас не применяются. В Москве для лечения тяжёлой шизофрении ещё проводится электрошоковая терапия, в Ярославской области она не проводится. Такой же терапевтический эффект достигается щадящими методами: фармакотерапией, психотерапией, психологической коррекцией и социальной адаптацией. Повторю: чем раньше начато лечение, тем лучше его результат и больше шансов, что человек не выпадет из общества и сможет нормально жить.
Миф пятый. Лекарства, назначаемые при психических заболеваниях, в частности, нейролептики, превращают человека в растение, зомби, малоумного, а антидепрессанты снижают иммунитет.
— Причина этого мифа, на мой взгляд, связана с тем, что часто люди не осознают своего болезненного состояния и вообще не хотят лечиться. Сейчас появились новые эффективные препараты, которые лучше переносятся, иногда во время лечения некоторыми из них могут наблюдаться нежелательные эффекты в виде сонливости, вялости, заторможенности, аллергических реакций и прочее. Аналогичные реакции могут встречаться при лечении любыми другими лекарствами, особенно которые принимаются пациентами самостоятельно. Множество современных препаратов предназначено для длительного приёма, позволяя людям сохранять трудоспособность и социальную адаптацию. Не лекарства, а хронические психические заболевания разрушают личность человека. Сами психические расстройства, состояния постоянного стресса в большей степени снижают иммунитет, чем антидепрессанты.
Миф шестой. Антидепрессант может назначить любой врач: например, гинеколог, чтобы снять симптомы климакса, а можно вообще купить препарат в аптеке самостоятельно…
— Нет. Такие вопросы лучше обговорить с психиатром: он целенаправленно и грамотно подберёт препарат, исходя из состояния пациента, сможет минимизировать возможные нежелательные явления. А самостоятельно покупать АД в аптеке вообще нельзя. Это препараты рецептурного спектра.
Миф седьмой. Некоторые обычные лекарства могут вызвать депрессию.
— Да. Так называемые вторичные депрессии, которые развиваются вследствие лечения других заболеваний, предупреждения беременности. Их могут вызывать разные группы лекарственных препаратов, например, гормональные контрацептивы. Это происходит, когда женщины их принимают длительно и бесконтрольно. Кроме того, депрессию могут вызывать некоторые средства для лечения онкологических заболеваний или производные раувольфии (гипотензивные препараты). Я наблюдал девушку с депрессией на фоне приёма антигистаминного препарата тавегила. Это не значит, что данные препараты не стоит назначать. Просто при длительном приёме должно обращать пристальное внимание на психоэмоциональное состояние пациента.
Миф восьмой. Нет разницы между психиатром, психотерапевтом, наркологом, психологом.
— Действительно, все эти специалисты работают в одной сфере психического здоровья человека, их знания и умения тесно перекликаются между собой, но некоторая разница между ними всё же есть.
Психиатр — врач, занимающийся вопросами профилактики, диагностики, терапии и социальной реабилитации психических расстройств различными методами.
Психотерапевт — врач, применяющий для лечения в первую очередь психические средства воздействия в виде специальных психотерапевтических методик: например, гипноз, аутотренинг, групповую терапию и т. д. Как правило, психиатр и психотерапевт дополняют друг друга. Психотерапевт также занимается пограничными психическими расстройствами.
Нарколог — врач, который лечит различные болезни зависимости, как химические, так и нехимические.
Психолог занимается психологической диагностикой и коррекцией условно здоровых людей. При выявлении каких-то патологий он может направлять человека к вышеперечисленным специалистам.
В настоящее время говорится о полипрофессиональном подходе в оказании психической помощи, т. е. когда в процессе лечения конкретного пациента принимают участие специалисты разных профилей (психиатр, психотерапевт, психолог, социальный работник).
Миф девятый. Можно не ходить ни к психологу, ни к психотерапевту, ни к психиатру, а зайти в Интернет и получить он-лайн консультацию.
— Консультация он-лайн пациент-врач не есть хорошо. Любой специалист оценивает не только вербальные (слова), но и невербальные моменты общения (пантомимику, мимику, жесты). По их совокупности он делает своё заключение. В он-лайн сеансе впечатление будет, скорее всего, неполным или искажённым. Главное условие оказания психиатрической помощи — индивидуальность. Вспомните сеансы Кашпировского, который «лечил» по телевизору всю страну. Он нарушал условие индивидуальности, зачастую от его сеансов вместо положительного эффекта наблюдалось ухудшение состояния, в том числе психического. Если же речь идёт об он-лайн консультациях между врачами, например, по ведению какого-либо сложного больного, то я за…
Миф десятый. С помощью психиатров можно «откосить» от армии. Требуется года за два прийти на приём и симулировать душевную болезнь.
— Подобные мысли — заблуждение. Это не так просто. Помимо субъективных (жалобы больного), существует ряд объективных методик психиатрического обследования, кроме того грамотный врач сможет заподозрить симуляцию. Решение о пригодности к воинской службе принимается комиссионно. За своё решение врачи несут ответственность как юридическую, так и нравственную. Мне случаи необоснованного освобождения от службы неизвестны. Тем, кому всё-таки удалось обманным путём избежать службы в армии, необходимо знать, что за этим последуют социальные ограничения: на выбор профессии, трудоустройство, допуск к управлению транспортом, владение оружием и т. д. Но, как правило, в вооружённые силы не попадают те, кому действительно нельзя служить. Во время службы у таких людей может произойти ухудшение состояния психического здоровья, наступит декомпенсация, что, возможно, приведёт к неправильному поведению или появится опасность для себя или окружающих. Если военные психиатры вовремя не вмешаются, может произойти трагедия.