Начальник отдела благоустройства департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Анатолий Волошин, показалось, как-то не очень уверенно ответил на этот вопрос:
– По отчётам – на Осташинскую свалку.
Чтобы узнать точнее, для начала отправились в поездку по окраинам Ярославля. И вот мы в промышленной зоне, за Осташинским кладбищем. Как на Северном полюсе тут взметнулись ввысь снежные отвалы. Только на полюсе они слепящей чистоты, а здесь рукотворные торосы в чёрных потёках. И прямо за этим полярным морем – кресты и памятники кладбища.
Сюда везут снег с городских магистралей Ярославля грузовики нескольких предприятий, получивших городской контракт на такое важное дело. Это спецавтохозяйство, городское дорожное управление и «Горзеленхозстрой». Остальных заворачивают работники «Ярдорремстроя» – они обитают тут в вагончике и охраняют свалку от попыток незваных гостей сбросить здесь вывезенный из города лежалый снег. Куда потом «гости» поворачивают оглобли – тайна, покрытая мраком. Ведь, как поётся в песне, широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек... А машин САХа, ГДУ и «Горзеленхозстроя», как выяснилось, сюда приезжает сейчас всего по три-четыре в день. Правда, и снега на основных магистралях практически не осталось.
Снег с городских улиц – разновидность отходов пятого класса опасности для окружающей среды. Ведь помимо воды он содержит хлориды, нефтепродукты, мелкодисперсные оседающие вещества. А также зачастую элементарный бытовой мусор: упаковку, пищевые отходы и прочее... Уборка и вывоз такого вида отходов – целая наука. И большие деньги. По-научному снег вывозят на специально подготовленные площадки – сухие и речные свалки.
Кстати, на речные снегосвалки запрещается свозить грязный снег, засолённый или собранный на территории промышленных предприятий. Между тем во время нашей поездки мы видели целую чёрную гору в районе бывшего завода «Красный маяк», которую кто-то сдвинул с верхней набережной прямо на откос. Она уже тает, истекая грязью, собранной с проезжей части, и вода пойдёт прямо в Волгу.
В Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуре сообщили: на улице Спортивной во Фрунзенском районе МУП «САХ» завалило грязным снегом футбольное поле. Возбуждено административное дело в отношении должностного и юридического лица.
Обочины трассы на Вологду в районе развязки у Лесной Поляны и дороги по направлению к Яковлевскому бору – так называемой «пьяной» – также представляют собой полярные пейзажи, правда, с какими-то чумазыми торосами. Из-за них на поворотах даже машин не видно. А ведь так не должно быть, если подходить по-научному: снег с обочин должен быть перемещён на откосы насыпи либо перекинут в полосу отвода. Впрочем, применительно к «пьяной» дороге, как ни крути, снег всё равно окажется в придорожном лесочке. Когда эти торосы растают, окрестные леса, поля и речушки, бегущие в Волгу, вдоволь напьются влаги, загрязнённой тяжёлыми металлами и нефтепродуктами...
Поля ОАО «Михайловское» окружены дорогами: с одной стороны федеральная трасса на Вологду, с другой – дорога на Резинотехнику. В прошлом году здесь, вдоль трассы, сажали картошку. Какова судьба урожая – кто, интересно, сейчас её кушает? Ведь росла картошка буквально под выхлопами проезжающих здесь денно и нощно автомобилей. Нас успокаивает главный агроном хозяйства Владимир Кузьмин:
– Мы ежегодно перед уборкой проверяем клубни на наличие тяжёлых металлов в лаборатории Ярославского НИИ животноводства. Ничего не обнаруживаем. Ведь количество их не такое уж и большое, а у природы есть защитные функции. А картошка у нас хорошая. За ней даже из Вологды, Иванова и Костромы приезжают.
Напоминаю про грязные отвалы по периметру полей. Тут Кузьмин разводит руками: дорожники их, дескать, особо не спрашивают, а так – им отвели специально площадку в районе «Сельхозхимии» на «пьяной» дороге.
Вывоз снега, особенно в нынешнюю зиму, стал, наверное, клондайком для подрядчиков. Частники за рейс берут от 2,5 до 4,5 тысячи рублей в зависимости от грузоподъёмности самосвала. Если вывозить за пределы города – дополнительный расчёт, исходя из расстояния: 10 тонн – 30 рублей за километр, 20 тонн – 30 рублей за километр...
Несмотря на усиленную работу предприятий, которые вывозят снег, его всё равно осталось во дворах и на улицах предостаточно. Тут ещё раз хотелось бы остановиться на животрепещущем вопросе – работе ливневой канализации. Конечно там, где она есть и где она работает. Потому что в некоторых городах области талая вода бежит со всеми содержащимися в ней хлоридами и мелкодисперсными веществами, мусором и нефтепродуктами прямо в ручьи, оттуда в речушки и далее в Волгу. Как, например, в Тутаеве, где речка Рыкуша принимает всё, что минует очистные сооружения, которые перерабатывают в основном канализационные стоки из жилья и производственных помещений. А из Рыкуши талая вода понесётся в Волгу.
В Угличе на заседании комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций (КЧС) уже обсуждали план мероприятий в связи с приближающимся паводком. И порекомендовали жителям частного сектора хлорировать колодцы и вообще – кипятить воду перед употреблением.
Сработает ли в Ярославле система ливнёвки, не потонем ли мы вместе с городским и личным транспортом во вселенских лужах?
Начальник управления благоустройства департамента городского хозяйства Николай Скорупский сообщает следующее:
– Работы по содержанию ливневой канализации по муниципальному контракту выполняет МУП «Ремонт и обслуживание гидросистем»
(РиОГС). Протяжённость её сети составляет 454,6 километра. В ходе реконструкции дорог и улиц к 1000-летию Ярославля прокладывались дополнительные сети с установкой ливневых колодцев.
С 21 февраля МУП «РиОГС» приступило к плановому вскрытию дождеприёмных колодцев на территории города. По плану эти работы предусматривается закончить к 30 марта. Из-за обилия выпавших в эту зиму осадков данные работы могут несколько затянуться. В оставшееся до паводка время дорожные службы и организации, управляющие многоквартирными домами, должны максимально убрать улицы и дворовые проезды от снега и наледи, чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск талых вод к дождевым колодцам.
На отдельных участках городской территории есть проблемы, связанные с прорастанием корней деревьев в ливневую сеть, что приводит к её повреждению и заиливанию, продолжил Николай Михайлович. Большей частью это относится к Северному жилому району и «пятёрке». Там в своё время высадили много тополей, а их корневая система способна проникать в трубы даже на пятиметровой глубине.
В целом, по мнению директора МУП «РиОГС» Андрея Русакова, ливневая канализация должна справиться с отводом талых вод.