В дни общероссийской Смуты, когда и Ярославль осаждали польско-литовские отряды и шайки своих лихоимцев, о заступничестве Божием у этого образа Богородицы молились не только монахи, но и тысячи горожан. Ведь кроме как на Бога, других надежд на спасение у людей не оставалось.
И оно действительно пришло. В благодарность за это появился в Ярославле монастырь, устроенный в честь чудотворной Казанской иконы.
Но в годы другой русской смуты, которая пришлась уже на первые десятилетия ХХ века, икона была насильственно изъята из Казанского монастыря. Судьба ее сегодня неизвест-на. Возможно, пока неизвестна. Ведь в наши дни с иконами случаются поистине чудеса. А как иначе назвать возвращение Тихвинского и Казанского образов в Россию? Разве не чудо и то, что в доме одной из жительниц Ярославля в годы тотального богоборчества удалось сохранить список с нашей чудо-творной Казанской, сегодня особенно чтимый во вновь открывшемся монастыре.
Да, он не тот, первоначальный, из семнадцатого века, но тоже значимый и, по свидетельству монахинь обители, источает немало исцелений людям, с верою молящимся у него. Недаром у иконы всегда множество народа. Но, наверное, столько, сколько пришло к ней в нынешний праздник Казанской Божией Матери, здесь еще не было. Вот и ответ скептикам, сомневающимся в надобности городу большого Успенского собора якобы из-за недостатка верующих для него. Православный Ярославль 4 ноября полностью отмел этот довод.
Старые и юные, мужчины, женщины, дети, люди разных сословий, как сказали бы в былые времена, здесь были единым народом Божиим, внимавшим всему, что происходило в храме.
...Тем временем и крестный ход в дорогу собрался. Впереди – солдаты с хоругвями, священники со старинным тол-стым Евангелием, архимандриты с чудотворным празд-ничным образом Богородицы, владыка со свитой... Народ быстренько выстраивался в ряды за ними. Но стройными они не получались, всем хотелось быть поближе к иконе, и от этого выходил только хаос и смятение.
Духовенство затянуло молитвенное пение Богородице. Под слова «Царице моя пре-благая, Надеждо моя Богородица» порядок вроде стал восстанавливаться, но неожиданно для многих ударил в литавры военный духовой оркестр, заглушив окончание молитвы, и бабушки в шеренгах вновь смутились. Никто не предупредил их о том, что нынешний крестный ход скорее не ход, а молитвенное шествие, в котором слились и церковная значимость праздника, и свет-ская... Медь оркестра – дань победам русского оружия, ведь в символике общегосударст-венного праздника, заменившего 7 ноября, присутствует этот мотив, вот он и звучал в ритме «Славянки».
На берегу Которосли, у часовни, освященной в честь событий 1612 года, народного ополчения Минина и Пожар-ского, готовящегося к освобождению Москвы от польских захватчиков, все остановились. Здесь пропели «Многая лета» и владыке Кириллу, и губернатору Анатолию Ивановичу Лисицыну, и всем собравшимся, всему народу ярославскому и всей стране российской.
...А завершились торжества этого дня еще одним, явно неординарным событием – возвращением Ярославской епархии Русской православной церкви 26 икон. Администрация области передала из запасников музея-заповедника и Ярославского художественного музея 22 аналойные иконы письма XIX – начала ХХ века. Еще четыре таких же аналойных образа приложил к общественному дару лично от себя губер-натор.
Все иконы, как заявили в епархии, будут направлены в церкви города, скорее всего, туда, где есть престольные праздники в честь означенных в образах событий.
И кто знает, не окажется ли среди них и храм Ярославских чудотворцев, или так называемый зал «Классика», где состоялась передача икон. Ведь находится он в пределах Спасо-Преображенского монастыря, и православные Ярославля давно поговаривают о необходимости возобновления церковных служб и в нем.