27 февраля. В подготовке к Великому посту в этот день на литургии в храмах читается Евангельская притча о блудном сыне. Некий человек, оставив дом свой и отца своего, вытребовав часть положенного наследства, удалился в дальние края. Растратив все в пирах и гуляньях, дошел до жизни скотской и питался отрубями из одного корыта со свиньями. Едва ли не на коленях, со слезами покаяния полз он к отчему дому, не надеясь, что там его признают и примут. Но может ли любящий отец отречься от сына?! Навстречу вышел он ему, кажется, уже утратившему веру в милосердие и добро. Все лучшее велел слугам дать ему. Не так ли встретит раскаявшегося грешника и Отец Небесный?! Надеяться на милосердие Божие учит притча. Вот только покаяние должно быть искренним, достойным, а современному человеку с «замыленным» на добро и зло глазом ох как нелегко разглядеть в себе греховность.
1 марта. Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца вспоминает Церковь в этот день. Он тот самый священник из Казани, который стал свидетелем чуда явления иконы Казанской Божией Матери в этом городе. Патриаршество же его пришлось на труднейшее время в русской истории – захват Лжедмитрием Москвы, польско-литовской интервенции. Патриарх пробовал увещевать изменников и захватчиков словом Божиим, да где там – не достучишься до охваченных жаждой наживы сердец. В голод, охвативший столицу, повелел святейший открыть для народа житницу Троице-Сергиевой лавры. Собрал он и иноков ее для обороны обители, и 16 месяцев держали ее черноризцы. Но захотели бояре московские посадить на русский престол польского королевича. Ермоген пригрозил отступникам анафемой. Народ в поддержку патриарха поднял восстание. Поляки же сумели взять святейшего в заложники, заточили его в Чудов монастырь, и 17 февраля (по старому стилю) 1612 года он мученически скончался там от голода и жажды. Перед кончиной своей, однако, узнал, что собирают на Москву поход свой Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, и благословил их.
5 марта. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. За неделю до начала Великого поста Церковь совершает память о всех от века усопших православных христиан, отцов и братий наших.