С трех сторон, почти вплотную, церковь окружена высокими, поросшими травой насыпями – перед нами остатки древних оборонительных сооружений, не зря к названию церкви иногда прибавляют слова «в валах». Фактически это бастион, и храм в него вписан явно не по чьейто случайной прихоти, это решение архитектора, создателя крепости.
Храм был поставлен попечением Ивана Грозного, когда тот начинал борьбу с боярством и Ростов отошел по цареву указу в опричнину. Строил эту небольшую, очень изящную церковку в 1565 году мастер Андрей Малой. Закладная плита с его именем сохранялась здесь вплоть до начала ХХ века.
Каменному храму предшествовал деревянный, но следов его археологи не нашли. Зато обнаружили остатки деревянных хозяйственных построек, видимо, стоявших здесь еще до возведения храма. Несколько тех самых полусгнивших кусков дерева, пролежавших до наших дней более 400 лет, и сейчас сложены в сторонке. А сам раскоп глубиной два метра и такой же в ширину уже сравнен с землей и аккуратно присыпан сверху песочком.
Из находок Леонтьев выделяет фрагменты довольно редкого красноглиняного сосуда XVI века с белым покрытием (ангобом) – осколков так много, что, наверное, из них можно будет собрать и склеить сосуд полностью. Кроме того собрана целая коллекция нательных крестиков XV – XVI веков, что не удивительно: в ходе работ археологи вскрыли множество захоронений этого времени и более поздних, вплоть до конца XVIII века.
Те останки древних ростовцев, что сохранились хорошо, передадут антропологам, после изучения их вернут сюда и захоронят. Остальные уже отданы настоятелю храма отцу Олегу для погребения с соблюдением церковного ритуала.
Все это – повод вспомнить одну интересную подробность из давно прошедших времен. Процедура перезахоронения, оказывается, – очень старая традиция. Успенский собор в Ростове издавна служил усыпальницей высшего духовенства и высшего ростовского сословия. И сейчас там под полом множество погребений, в том числе в саркофагах, значительная часть которых была потревожена еще в древности. В 1955 году во время археологических раскопок Николая Николаевича Воронина у стены Успенского собора был выявлен участок, где лежали многочисленные разрозненные останки. Поразмышляв над ними, исследователи решили, что, повидимому, они собраны на кладбище, затронутом во время строительства собора, то есть около 1510 года. Иначе говоря, уже при Иване III при храмах существовали костехранилища, а вместе с ними и уважительное отношение к предкам. Отпевая новопреставленного, священник отпевал всякий раз и тех, неизвестных, покоящихся рядом.
К сожалению, сейчас эта традиция ушла, замечает Леонтьев. Во время реставрационных работ в СпасоЯковлевском монастыре холмики, которые там были, просто смахнули. Можно оправдать это известным постулатом, принятым во многих конфессиях, что все земное бренно. Но может все же согласиться, что наши предки в этом отношении были мудрее нас?
У церкви Вознесения есть еще одно название – Исидора Блаженного. Юродивые (блаженные) почитались на Руси всегда. Поразительно, но память о местном чтимом угоднике Божьем жива в городе до сих пор: у одной из наружных стен мы увидели несколько скромных бумажных цветочков – там, где находится условное место захоронения Исидора. Тут был придел во имя блаженного, построенный значительно позже, чем церковь. Во время реставрации 1950х годов он был снесен как «нарост на древнем памятнике». Сейчас взгляды реставрационной науки изменились. То, что «наросло» за столетия, считается неотделимым от самого памятника. Поэтому лента белого камня, оставшаяся от придела Исидора, сохранена и блестит на осеннем солнышке.
Навсегда слилась с храмом и построенная в XVIII – начале XIX века колокольня – именно во время ее возведения, считает Леонтьев, было, вероятно, впервые задето древнее кладбище и появилось костехранилище. Рядом с ним существовал еще один вход в храм – в процессе реставрации он раскрыт, и сейчас его могут видеть все желающие.
Храм находится в совместном пользовании музея и церкви. Музей заботится о нем как о памятнике культуры, на его средства в ходе нынешней реставрации заново покрыты главки, перекрыта кровля, сделан дренаж, на очереди – реставрация фасадов. А приход несет расходы за свет, отопление, поддержание в порядке интерьера. Приход бедный, да и у музея забот много, чего стоит только содержание ансамбля Ростовского кремля, но и эта церковка не забыта – как память о городе не парадном, а о городе, близком людям.