Городок поражает необыкновенной чистотой, крепко стоящими заборами и избами. Улицы лучами расходятся от Богоявленского собора, и потому он виден с любой точки. Собор, как нам сказали, реставрируется с финансовой помощью любимского уроженца, а ныне преуспевающего москвича Владимира Попова. Тут же, в центре, народный театр, основанный в 1909 году, часовня в честь Александра Освободителя – от крепостного права. Неподалеку краеведческий музей. Молодой директор Виктор Гурин (на снимке) начинает экскурсию со старинных плотницких и столярных инструментов. Что любопытно, они, как и многие другие экспонаты – на стендах, обрамленных в узорчатые наличники. В скольких музеях ни бывала, ни разу подобного не видела! Между прочим, жители Обнорского края первыми на территории будущей Ярославской области начали обработку металла.
А вот и макет Любима – крепости, огороженной остроколом, в месте слияния Учи и Обноры. Оплот христианства на северовостоке Руси... Кстати, сюда наведывалась Глинская, посещала святого старцазатворника Корнилия. И вымолила сына – будущего грозного царя... Потом, говорят, Иван очень любил охотиться здесь с гончими. Оттого и город – Любим. Крепость во время польской интервенции сжег атаман Заруцкий. Руины, к сожалению, стали уделом и другой крупной достопримечательности Любима – замка барона фон Зистермана в Буженинове. Он приходился дальним родственником, потомком немецкого рыцаря, гроссмейстера Фюрстенберга, плененного в 1575 году во время войны, которую вел с Ливонским орденом Иван Грозный. Замок когдато представлял собой сооружение необычной для этих мест архитектуры с остроконечными башнями.
Гурин вспоминает поговорку: из русских самые предприимчивые – это ярославцы, а из ярославцев – жители Любима. Воистину. В доказательство – огромные часы, изготовленные в кузнице местного мастера Любимова (!) в 1895 году. Действие их основывается на сложной системе цепных передач, завод – на гирях. Тут же косуля – усовершенствованная, местная, соха, которая поднимает даже дернину. А вот картузкоренуха – из тонких и длинных елочных корешков. И из них же сплетенные короба. Музейщики както тряхнули стариной: попробовали налить воду в такой короб, которому уже двести лет. Оказалось: воду не пропускает. Славился здешний край сырами: девять сыроварен приносили ежегодный доход свыше пятидесяти тысяч царских рублей. Зарабатывали и лесом – как, к примеру, промышленник Войлочников. Построенный им большой и красивый дом до сих пор стоит на перекрестке улиц Советской и Трефолева, тоже уроженца Любима. Сейчас там архив, загс, магазин.
В музее прекрасная картинная галерея с полотнами в разных жанрах и разных направлений. Авторы – известные в области. Это Метасов, Милков, Литвинов, Курдюков... Владимир Курдюков – москвич. Купил дачу в Сельце, приезжает в Любим с друзьями и сыном Никитой, тоже художником. Дружба с ними нетнет да и выручает музейщиков. Ведь многое здесь – на энтузиазме. Например, художники Метасов и Овчинников – оба Владимиры – помогли создать в одном из залов диораму животного мира. А раньше все звери и птицы – орлы и орланы, тетерева и рябчики, лисы и зайцы с волками – «обитали» дружной семьей в одном углу. Городскому бюджету эта диорама не стоила ни копейки. Не зарастает тропа в музей и для дарителей. Совсем недавно директор музыкальной школы Любовь Калинина передала старинный, инкрустированный серебром и медью, рояль австрийского мастера Фридриха Йоханссона, который хранился у нее дома.