Похоже, что ни один из законов, касающихся российского туризма, так не заинтересовал практиков этого дела, как закон об особых экономических зонах (ОЭЗ). Его подготовка изначально обрела знаковый характер. Было понятно, что туризм наконец рассматривается как одна из важных отраслей хозяйства России, и руководство государства, и законодатели желают дать ему не только новый сильный импульс, а и обеспечить мощное прорывное действие.
Опыт показывает, что особая экономическая зона (при всех сложностях ее существования) способна оживить город или регион. Такое уже не раз происходило в торговле, промышленности, «бытовке» и других отраслях городов и территорий удачников или, скорее, счастливчиков, но туризм оставался вне таких прекрасных возможностей.
И вот, похоже, что его время настало. Нужно ли говорить, с каким интересом практики российского туризма встретили первые документы и с каким вниманием вслушивались в авторитетные пояснения нового закона, звучавшие из уст весьма значительных государственных людей. Даже господин Греф уделил тому немало времени. И все это – тоже знаково, обращение к такой теме главных специалистов и распорядителей российского финансового дела указывает на придаваемую ей важность.
Российская общественность, и в первую очередь – жители исторических городов и территорий, с искренним творческим интересом обратилась к закону об особых туристическорекреационных зонах. Он обсуждался не только в коллективах туристских предприятий и музеев, но и в гораздо более широких кругах. Так, в нашем городе, успешно работающем в туризме, основные моменты закона рассматривались на заседаниях Мышкинского общественного собрания, обсуждались в местной печати. И эти обсуждения имели яркий, увлеченный характер. Что было их главным «нервом»?
Полное согласие с законодателями, обратившими внимание на туризм как очень серьезную отрасль хозяйства страны и важную составную часть жизни провинции и... полное несогласие с «грефовским» пониманием содержания особых экономических зон. Нас удивляло и тревожило видение новых ОЭЗ, сводящееся почти целиком к использованию российских ландшафтных ценностей и фактически не базирующееся на ценностях российской культуры и российского исторического наследия. Это не могло нас не удивить и не опечалить. Сразу же вставал неизбежный вопрос: а как же с родными истоками? То есть можно ли (нужно ли!) выбрасывать из туризма огромное воспитательное влияние лучших национальных культурноисторических ценностей?
На заседаниях Мышкинского общественного собрания об этом много размышляли опытные практики туризма и его рядовые участники, и волонтеры туристических дел, и руководство города и района. И после живых (а порой и горячих) обменов мнениями мы сходились на том, что туризм – это не только индустрия показа, а это еще и эффективное средство национального самоутверждения, достоинства, воспитания многотысячных и многомиллионных масс людей. Мы уже по своей многолетней работе в туризме знаем, как серьезно (а нередко и душевно трогательно!) действует на людей умело подаваемое историческое и культурное наследие россиян. Оно способно говорить прекрасной и сердечной речью и помогать людям по самому большому гражданскому счету. И мы уверены, что новые ОЭЗ должны базироваться на использовании прекрасных картин природы и замечательных ценностей истории и культуры.
Собственно, об этом же говорит и сама теория туристского дела. Сегодня, как никогда, востребована деятельность Лэндарта, искусства создания объектов на прелестном природном пространстве. И разве россиянам в лучшие времена своих мирных творческих дел не удавалось прекрасно «аранжировать» природу, оживляя и освящая ее сельскими храмами, усадьбами, обителями и иными душевно тактичными помогательными действиями? Ведь если обратиться к теоретическому наследию великого русского гуманиста академика Д. С. Лихачева, то даже красиво вспаханное поле, даже такое скромное создание человеческого труда, как сельская тропиночка, могут оказаться подлинными произведениями народного искусства! Это уж не говоря о больших и замечательных его произведениях.
А именно такими созданиями, как скромные, но прелестные картинки трудов человеческих испокон веков богата Ярославская земля. Один лишь XVII век оставил здесь яркие россыпи замечательных творений наших великих предков. И все они способны дать туризму не только немалый экономический эффект, а и воспитывающе выявлять понимание национальной красоты, национальных традиций, взлетов и побед национальной культуры. Мы приходили к единодушному пониманию, что лишение туризма воспитательного эффекта, сведение его лишь к экономическому эффекту – близоруко, неразумно и, в сущности, негосударственно.
Очевидно, создание ОЭЗ по маршруту «Золотого кольца» имеет право происходить вне жестких толковательных рамок, и ему должна быть присуща значительная творческая свобода. И развитие инфраструктуры на всемирно известном и уникальном туристском маршруте может и должно иметь статус президентской либо какойто иной, например, особой ведомственной федеральной программы. Это может быть удачно и тесно увязано со значительными историческими и гражданскими явлениями, например, в нашей верхневолжской реальности – с тысячелетием Ярославля. Наша областная столица в год своего тысячелетнего юбилея достойна глубокого и нового государственного восприятия, как это, например, происходило с Казанью. Столь значительные даты в истории славных городов обладают феноменальной возможностью выявлять и выносить перед всем обществом страны лучшую значимость и ярчайшие особенности городов.
Ярославль – славный начинатель многих замечательных российских дел (достаточно вспомнить театр), создатель многих прекрасных явлений российской культуры (достаточно назвать ярославскую средневековую храмовую живопись). Город, бывший центром борьбы за спасение русской государственности в XVII веке, не менее богат историческими и культурными ценностями, нежели, например, Казань, и имеет немалые возможности их творчески использовать.
Мы вспоминаем нелегкую историю нашей региональной столицы. Вспоминаем ее огромные жертвы в трудах и борьбе за сохранение и развитие Отечества. Вспоминаем самоотверженное выступление Ярославля за русскую государственность и культуру в 1918 году и последовавшие жесточайшие репрессии и долгую опалу. И сознаем, что Ярославль достоин очень внимательного государственного отношения и, может быть, доброго подарка в свое тысячелетие, способного оказать ему перспективную стратегическую помощь.
Что может быть таковым подарком (или скорей действием признательности) по отношению к Ярославлю и его земле? Ответы на этот вопрос не могут быть однозначными, но они едины в желании помочь городу еще больше заявить о себе и успешней интегрироваться в международное широкое общение. Очевидно, на этих путях было бы хорошо особую экономическую зону создать в Ярославской области или же включить в нее Ярославию и соседние территории, например, Владимирскую область. Может быть, оказалась бы удачной и плодотворной работа на уровне федеральной программы, включающей в сферу нового особенно активного туризма такие большие и малые центры, как Ярославль, Владимир, Ростов Великий, ПереславльЗалесский, Углич, Мышкин.
Все эти города делом доказали свою богатую содержательность и, конечно, еще не смогли в полной мере раскрыть свой потенциал и использовать свои возможности. И всем (а особенно – ярким и привлекательным малым жемчужинам Верхневолжья) остро нужна государственная помощь в развитии современной инфраструктуры туризма. Из трех главных составляющих успешности туризма (что посмотреть, где поесть и где переночевать) они, увлеченные великим трудом, обеспечили первую составляющую, но им явно не по силам в одиночестве решить два остальных труднейших вопроса. Ведь если даже преуспевающему Сочи не по плечу самому современно обустроить свою жизнь и лишь подготовка к возможному проведению Олимпиады решающе помогает ему, то что уж говорить о маленьких верхневолжских городах.
Но мы понимаем, что именно сегодня, именно в канун тысячелетия нашего глубокоуважаемого и любимого Ярославля и во время реализации закона об ОЭЗ об этом говорить как раз и можно – и нужно! И мы, общественность одного из малых, успешно действующих волжских туристских центров, об этом говорим в надежде на то, что нас услышат, поймут и поддержат и все ярославцы.