Утро минувшей субботы надолго запомнится тем, кто выходные привык коротать в дачном уединении, но собственным средством транспорта еще не обзавелся. Этим бедолагам железнодорожники предложили давно обещанный сюрприз в виде новой сервисной услуги – пропуска на перрон только при наличии билета на электричку. Начинание это, давно опробованное в Первопрестольной, дало на нашей почве результаты, полностью противоположные ожидаемым. Приехавшие незадолго до отхода своих электропоездов дачники вдруг обнаружили, что до отправления – минуты, а до кассы – человек тридцать народу. И при наличии только троих кассирш шансы пробиться на перрон сквозь редуты контролеров (коих на Москов-ском, например, вокзале насчитывалось никак не меньше полутора десятков) равны практически нулю, если не вообще отрицательным величинам. Легко понять, что на подступах к вокзалу разгорались словесные баталии такого приблизительно содержания:
– Пустите нас на перрон, у нас поезд отходит.
– Не положено – возьмите билет в кассе.
– Мы в поезде возьмем.
– В поезде кассиров не хватает.
– Так их и здесь не хватает, вон какая очередь стоит.
– Это не мое дело.
В результате, когда до отхода поезда оставались секунды, народные массы все же брали стратегические высоты штурмом, однако настроение на выходной уже успевало сформироваться должным образом.
Конечно, железнодорожники имеют свои резоны: пригородные перевозки насквозь убыточны, и если брать с пассажиров даже деньги вдвое большие, чем сегодня, прибыльными они не станут. И пассажиры по составу не носятся, кондуктора не ловят, чтобы за билет заплатить... Все это имеет место быть, но при чем тут «половецкие пляски» с тетками-дружинницами, которые из всех слов своего богатейшего лексикона используют на работе только «не положено» и «не мое дело»? Зачем это странное подражание столице, в которой на каждом вокзале имеются автоматы по продаже билетов (и в Ярославле были, но куда-то делись)? Да и в Первопрестольной вместо тетеньки с повязкой на рукаве перед входом на перрон имеется турникет – существо, конечно, полностью бездушное, но хотя бы незнакомое с универсальными формулами русского хамства, упомянутыми выше.
При этом в пресс-службе СЖД приводят еще один аргумент в пользу именно «человеческого фактора»: дескать, живой контролер худо-бедно выполняет еще и функцию фейс-контроля, повышая безопасность перевозок. Надо полагать, наши террористы еще и «зайцы» вдобавок: так и норовят без билета прошмыгнуть...
С другой, железнодорожной стороны, есть и в нашей постановке пригородных перевозок рациональное зерно: один разок человек обожжется, второй раз «душой отдохнет» да и плюнет на это дело. Чего он дей-ствительно в пригороде не видел? А нет пассажира – нет проблемы. Тем более что главная-то «засада» подстерегает его, наивного, отнюдь не на вокзалах, а на полустанках, откуда он возвращается в город. Тут уж не только турникетами, но и системой-то оповещения не пахнет. А поди определи, на сколько электричка опоздает: на десять минут или на тридцать? Или на все шестьдесят? Субботний электропоезд Беклемишево – Ярославль-Главный с прибытием на тот же Ярославль-Московский в 18.55 заявился в 19.55, отобрав у пассажиров ровно час личной жизни.
Конечно, и ремонтировать пути нужно, и «летним» составам (в них «чистая» публика к южным морям отдыхать едет) «зеленый коридор» обеспечить. Но почему рядовой ярославский дачник должен страдать? А от того, что руковод-ство дороги уже извинилось перед пассажирами пригородных электропоездов на специально собранной пресс-конференции, легче не стало. Получается, осталось только дождаться, когда лето кончится. За зиму вполне можно успеть отдохнуть и от ненавязчивого сервиса.