На столе следователя два заявления. Первое – от мамы одиннадцатиклассника Романа Усатюка, обвиняющей сотрудника Фрунзенского РОВД в избиении ее сына. Второе – от самого оперуполномоченного, который просит разобраться с потоком клеветы в его адрес.
По словам Романа (на снимке), события дня 14 сентября развивались так. Утром к нему, стоявшему недалеко от школы № 66, подъехала машина, из которой вышли двое мужчин: один в штатском, другой – в милицейской форме. Ничего не объяснив, надели наручники и отвезли в РОВД, где избивали, требуя признаться в краже миникомпьютера из автомобиля.
– Мой сын предупредил их, что он несовершеннолетний, но это роли не сыграло, – рассказывает мама Ромы Людмила Алексеевна. – Только в два часа дня мне сообщили, что Рома в милиции. Я сразу же примчалась в РОВД, спрашиваю у одного из сотрудников, что случилось, а в ответ: «Тайна следствия». Тогда я попросила не бить моего ребенка, на что мне сказали: «Да кому он нужен».
По словам Людмилы Алексеевны, допросить сына в присутствии адвоката и социального педагога решили лишь в пять вечера, а потом отпустили домой. Рома шел, держась рукой за бок, несколько раз его вырвало.
До утра пятницы мальчика пытались лечить дома. Сначала родители думали, что Рому тошнит изза того, что он сильно переволновался, но лучше ему не становилось. Тогда вызвали «скорую». Причиной плохого самочувствия, как оказалось, стали сотрясение мозга и смещение почки.
– У Ромы и так со здоровьем всегда проблемы были, – говорит Людмила Алексеевна. – Он с детства стоит на учете у кардиолога, а тут еще и это. Били ребенка со знанием дела, никаких синяков и видимых повреждений у него нет, так что многое будет зависеть от заключения врачей. Но отступать мы не собираемся. Где гарантия, что в следующий раз его не отколотят так, что он во всем признается.
В школе № 66, где учится Рома, о нем отзываются исключительно положительно. Говорят, что у подростка не было не то что проблем с законом, но даже какихто внутришкольных конфликтов.
– Претензий к Роме вообще никаких, – рассказывает классная руководительница Романа Усатюка Галина Леонидовна Фомичева. – Он очень доброжелательный, покладистый мальчик, хороший помощник. Если чтото надо сделать, никогда не откажет. С сестрой у него замечательные отношения, в одном классе учатся, вместе в школу ходят. А в тот день Люба дома задержалась, Рома один пошел. У нас просто шок был, когда мы о случившемся узнали. Ромина одноклассница видела, как на него наручники надевали, в машину сажали. Она вообще решила, что обозналась. Только потом, увидев, что Усатюка нет на уроках, нам все рассказала.
Не для него, конечно, вся эта ситуация. Рома впечатлительный очень, стрессовые ситуации на него плохо влияют: нервничать начинает, возникают головные боли. Да и, понимаете, не технарь он, гуманитарные предметы ему намного лучше даются. А здесь машину вскрыть надо было, открутить что нужно – Рома бы не смог. Но это мое мнение.
Однако подозрения в краже с Романа не сняты, сейчас он находится на подписке о невыезде.
– Для задержания молодого человека имелись веские основания, – сообщила следователь прокуратуры Фрунзенского района Елена Леонидова. – Один из сотрудников Кировского РУВД, который живет недалеко от 66й школы, видел, как двое подростков совершали кражу из автомобиля и Усатюка, стоявшего у этой машины. Милиционер обратился за помощью к своему коллеге, и вдвоем они задержали Романа. Возможно, действовали сотрудники РОВД несколько грубо, но у них были основания полагать, что подозреваемый вооружен – у одного из грабителей милиционеры видели нож. Кроме того, юноша попытался убежать от сотрудников правоохранительных органов, поэтому на него и надели наручники. Кабинет, в котором беседовали с Романом, был не заперт, постоянно ходили люди. Заходил и тот оперуполномоченный РОВД, которого мама Усатюка обвиняет в избиении ее сына. Кстати, именно этот сотрудник милиции пару лет назад проверял Романа на причастность к грабежу. Естественно, в РОВД утверждают, что никто юношу и пальцем не тронул. В общем, дело это сложное, и отчасти прояснить ситуацию поможет лишь проведение независимой экспертизы.