– У нас дата двадцатого сентября, – говорит Валентина Александровна, – но отмечать будем 23-го. Никак родню не соберешь: то внук в командировке, то сын...
Но к приходу журналистов «Северного края» Размашкины все-таки накрыли стол. Как водится, шампанское, колбаса, фрукты.
– На золотую свадьбу я смастерила себе фату из накидушки и венок из искусственных цветов, – вспоминает «невеста». – Надела белое платье трикотажное. Ой, сейчас я вам покажу.
С этими словами женщина открывает антресоль и достает оттуда белое платье.
– Смотрите, какое красивое. Я когда отдыхать ездила, все окружающие женщины восхищались, продать просили. Лет двадцать уж ему, а все как новое. На эту свадьбу я уж не решилась надеть – возраст не тот.
Но Валентина Николаевна все же принарядилась и даже про медали и ордена за доблестный труд не забыла. Супруг Борис Иванович тоже при орденах – у него помимо трудовых еще и военные заслуги имеются. На фронте он был дважды ранен.
Юность Размашкиных пришлась на войну.
– Отец и старшие брат и сестра ушли на фронт, – рассказывает Валентина Александровна. – А меня, когда мне пятнадцать лет было, забрали вместе с другими подростками на лесозаготовки в Любимский район. Мама тут одна осталась.
Парни рубили лес, а девчонки – сучья. Нас перегоняли из деревни в деревню. А девятого мая, когда мы уже сплавляли лес по реке, нам повстречались местные жители, которые сказали: «Девчонки, война закончилась, бегите по домам!» Конечно, нам было боязно – ведь за то, что мы покинем рабочее место, и к суду могли привлечь. Но спустя сутки все-таки решились. Ночью сели на поезд до Ярославля – вернее, на буфера между вагонами – и доехали.
Когда Валентина Александровна прибежала домой, дверь оказалась заперта. Соседка, заметившая, как девочка растерянно стоит у двери, позвала ее к себе и сообщила, что ее мама умерла как раз накануне дня победы. Так девочка осталась совсем одна. Но недадолго: совсем скоро она встретила свою любовь.
– Я работала санитаркой в поликлинике, – рассказывает женщина. – Еду как-то в трамвае, вижу, мальчик красивый смотрит на меня, улыбается. Я ему тоже улыбнулась. А потом мы встретились на танцах, там и познакомились. Сразу стали дружить.
Борису Ивановичу тогда было 22 года, а Валентине Александровне всего семнадцать. Встречались на танцах. Билеты стоили по десять рублей – дорого, и, чтобы их купить, ребята продавали половину своего хлебного пайка. После танцев молодой человек провожал свою избранницу до дома.
– Зайдет ко мне в комнату, сядет на один конец дивана, я на другой. Так и сидим разговариваем, боясь друг к другу прикоснуться, – вспоминает, улыбаясь, Валентина Александровна. – Уже даже засыпать начинаем. Тогда я ему говорю: тебе пора уходить, и он ночью идет к себе домой.
Впрочем, несмотря на невинность свиданий, отношения развивались стремительно, и уже через два месяца знакомства Борис Иванович сделал девушке предложение. Дама сердца, которой еще не исполнилось восемнадцать, отправила его в райисполком за разрешением. Но жених вернулся ни с чем: сказали – вдвоем приходить.
– Пошли мы вдвоем, – рассказывает «невеста». – Борю попросили в коридоре подождать, а меня вызвали. Вот председатель спрашивает: ты почему замуж торопишься, беременна, что ли? А я и растерялась. Думаю: отвечу «нет», не распишет, скажу «да», совру. И говорю: не знаю. Он: как так не знаешь? Вот так, говорю, не знаю.
Но в итоге их расписали. К тому времени у Валентины Александровны уже вернулся с фронта отец. Сестра на войне погибла, а брат пришел много позже, он работал за границей. Свадьба была настоящая – с гостями и гармонистами.
Тогда Валентина Александровна и муж работали на комбинате «Красный Перекоп». Правда, уже через некоторое время молодой жене пришлось покинуть работу – родился первый сын Леонид. Через два года появился второй – Анатолий. Конечно, растить детей вдвоем сложно: отец Валентины Александровны вскоре умер, недолго прожила и мама Бориса Ивановича...
– Но несмотря ни на что, мы выдержали и теперь можем гордиться своими детьми и внуками, – говорит хозяйка дома. – Мы с мужем не получили образования, зато наши дети и внуки – все с высшим.
– А скажите, в чем секрет вашего семейного счастья? – спрашиваю я Валентину Александровну. – Никогда не возникало мыслей разбежаться? Не ругались, не ревновали?
– Нет, что вы, ревность, конечно, была. Он же у меня красавец! А после войны тем более парней мало было, вот девушки на него и заглядывались. Но он меня успокаивал: мол, я только тебя люблю. Ссоры, естественно, случались. Но главное – это дружба и уважение в семье. На этом она строится. Любовь не вечна. Она закончится, а уважение и дружба останутся. И еще, от свекрови я переняла одну важную вещь – на обед на столе всегда должно быть первое. Даже второе – не так важно. Для мужчины обед без первого блюда – не обед вовсе. Чтобы сохранить семью, женщина и об этом должна помнить.