Перед входом в крупнейший в области выставочный центр и во внутренних его помещениях задолго до официального открытия выставки поспешили занять свои торговые ниши и разложить товар на прилавках, чтобы как можно быстрее войти в непосредственный контакт с розничными покупателями и представителями оптовых организаций, участники из Ярославля, Москвы, Рязани, Костромы, Вологды, Череповца, Барнаула. В богатейшем ассортименте представлены мясные, рыбные, молочные, кондитерские изделия, продукты пчеловодства и многое другое.
На первом этаже приятно кружится голова от ароматных запахов копченых, вареных колбас и рыбы.
Покупатели, словно бильярдные шары к лузам, споро перемещаются от одной торговой точки к другой. Словно магнитом добрую сотню горожан притянуло к двум рядам. Народу возле прилавков ОАО «Пошехонский рыбозавод» со свежемороженой, соленой, вяленой и копченой рыбой, а также с аналогичной продукцией, представленной ООО «Костромарыба», примерно поровну. Люди клюнули не только на привлекательные запах и вид макрели по 100 рублей или морского окуня по 130, но и на приятные воспоминания о прошлых посещениях такой же выставки.
Впрочем, не у всех покупателей воспоминания одинаковы. В сторонке от очереди с верхней ступеньки лестницы обозревает торговый пятачок учитель красноперекопской школы № 8 Татьяна Акимова.
– У меня в памяти осталось хорошее впечатление от продукции «Костромарыбы», но, к сожалению, их на выставке не было больше года. И вот появились. Ассортимент, честно говоря, скудноват. К примеру, раньше селедочку в заливках они выставляли около десяти наименований, а нынче только четыре. Почему-то исчезла и морская капуста. В то же время пошехонские рыбоделы и частники из той же Костромы подтянулись. Пожалуй, я сегодня остановлюсь на их продукции...
Ну что же, покупатель вправе сделать свой выбор. Конкуренция есть конкуренция.
Хотя и нет конкурентов на этой выставке у Даниловского льнозавода, к качеству своей продукции здесь относятся ревностно. Менеджер предприятия Марина Шувалова только что расставила на столике пластмассовые пузырьки с льняным маслом, мешочки с льносеменами, разложила комплекты постельного белья, фартуки, скатерти. Рядом красивый диплом и серебряная медаль в коробочке за второе место на весенней агропромышленной ярмарке этого года в Москве. В дипломе так и написано: «Серебряная медаль – за масло льняное даниловское».
Очередь за маслом, которое изгоняет из организма шлаки, очищая желудок, почки, мочевой пузырь, выстроилась изрядная. В основном пожилые люди.
– А простыни в нагрузку продаете? – шутливо спрашиваем менеджера.
– Простыни, пододеяльники – все это с Гаврилов-Ямского льнокомбината, куда мы поставляем льноволокно.
То есть с льнозаводом текстильщики частично расплачиваются готовой продукцией. Знакомая ситуация... 10 – 12-летней давности.
За спиной бородатого мужчины несколько алюминиевых бидонов. На столике перед ним мед в пластмассовых баночках. Сергей Дорофеев привез сладкую продукцию аж из города Волжского Волгоградской области. За 17 часов пасечник преодолел на легковушке с прицепом 1300 километров. Сергей – бывший офицер, в начале девяностых служил в Прибалтике на должности зама по техчасти танкового батальона.
– Когда нас турнули оттуда, приехал в Россию, решил пчеловодством заняться, – вспоминает Дорофеев.
Сергей Андреевич прочитал мне целую лекцию о пчеловодстве. Упомянул о том, что государство, хотя и не берет с пчеловодов налоги, прочно на ноги встать особо не помогает.
– Оптовики нас душат, предлагают закупочные цены в пять раз ниже разумных. Вот и приходится помимо производства меда заниматься и его реализацией. Вон сколько километров я проехал, прикиньте, во что мне обошелся бензин.
– Но ведь и выручка у вас немалая...
– Это миф, что пчеловоды все чуть ли не миллионеры. Много средств уходит на оборудование, нужны сотохранилища, зимовники.
Уже больше десяти лет регулярно проходит в ЦНТИ выставка-ярмарка «Вкусный мир». Она ожидаема и интересна не только для розничных покупателей продукции по ценам товаропроизводителей, но и для деловых людей, предпринимателей.
– У нас в здании есть специальное помещение для заключения договоров с предприятиями, – говорит директор ЦНТИ Наталья Лимарова.
– Что привлекает посетителей ярмарки?
– Во-первых, новые товары, в том числе из других регионов. Во-вторых, «божеские» цены. И потом, высокое качество. Мы традиционно проводим конкурс на лучшее качество товаров.