– Три дня уж кандыбаются, эвона – выкрасили все в кои-то веки, деревья даже повалили... Ну, дела...
– А где ж он поедет-то, тут или вон там?
– Что ты! Там же яма, угробит машину-то!
– Бабушка, а который здесь тринадцатый дом? – перебиваю старушку.
– Это куда губернатор приедет? Да вот он, прямо перед вами! Видишь, милая, как стараются!
И действительно. Рыбинские власти решили не ударить в грязь лицом. Ярко-голубой краской покрашены детские лесенки, качели, стояки под бельевыми веревками, чисто выметен асфальт, трава – под ноль, ни бурьянины вокруг. Местная ребятня сдувает свежие пахучие опилки с огромных пней, оставшихся после спиленных и уже увезенных старых тополей. Даже двери подъездов в тринадцатом доме успели покрасить, подновили и бетонные лестницы... Единственное, что не смогли, – откачать воду из огромной ямы на тротуаре.
– Эх, Анатолий Иваныч, приезжал бы почаще, может, не забывали бы про нас коммунальщики! – рассуждала женщина, глядя на собравшихся у дома № 13 журналистов. Пишущая и снимающая братия обсуждала между собой обращение Анатолия Лисицына к богатым людям. Напомним, глава региона призвал их последовать своему примеру и привести в порядок городские дворы. Сам Анатолий Иванович обустроил свой двор и пообещал благоустроить двор рыбинской многоэтажки, где живет его мама.
А вот и высокие гости пожаловали. Народ тут же придвинулся ближе и взял губернатора и главу города Евгения Сдвижкова в плотное кольцо.
– Ну что? – окинул взглядом «мировой» двор Анатолий Лисицын.
– Мы архитектуру сюда приведем, надо это все нарисовать, и вы в этом свете реализуете свой проект, – объяснял ему Евгений Сдвижков.
Но Лисицын привез в Рыбинск специалистов из Ярославля. Надежда Хмелева, директор фирмы «Нормэкс», сообщила, что уже четыре года ее предприятие занимается благоустройством ярославских дворов по муниципальной программе. Теперь поработает и здесь...
– А что, в Рыбинске нет своих подрядчиков? – поинтересовались журналисты.
Губернатор ответил, что в данном случае отдает предпочтение ярославским. Разработку проекта благоустройства двора фирма поручила молодому рыбинскому архитектору Василию Панюхину. По словам губернатора, это будет обычный двор без всякой роскоши, в центре – детская площадка, лавочки, цветники, вокруг – хорошее асфальтирование. Обустроят и стоянку для автомобилей, чтобы они не заезжали во двор. Месяца через полтора все работы будут завершены.
– Это все должны делать коммунальщики. Но денег сегодня у них нет. Какой выход? Вкладывать не только бюджетные средства, но и просить о помощи людей достаточно обеспеченных.
Вот в Ярославле много состоятельных бизнесменов, которые могут отдать 300 – 400 тысяч рублей на эти цели. Неплохо, если и в Рыбинске десятка три дворов обустроят местные предприниматели. Их надо в этом заинтересовать. Как? Об этом стоит подумать городской власти. А вот на то, чтобы поддерживать дворы в хорошем состоянии, не требуются деньги. Просто нужна ответственность самих жителей.
Прежде чем я стал благоустраивать двор, куда выходят окна моей квартиры, я встретился с жителями и договорился с ними, что они будут содержать двор в порядке. Пока все нормально.
Журналисты тут же поинтересовались, кто из состоятельных граждан откликнулся на призыв губернатора.
Оказалось, откликнулись сразу двое ярославских олигархов – Яков Якушев и Евгений Мухин. Они уже присматривают дворы для обустройства. В Рыбинске пока тишина. Местные «олигархи», заимев депутатские мандаты, предпочитают ремонтировать дворы на бюджетные деньги, заполучив по миллиону с лишним на каждого из резервного фонда администрации. И избирателю хорошо, и депутату – бесплатный пиар.
– А мэр Рыбинска вас поддержит?
– Конечно! – в один голос сказали Анатолий Лисицын и Евгений Сдвижков.
– Евгений Николаевич, а вы не возьметесь профинансировать благоустройство вашего двора в Рыбинске?
– Это по Суркова, 3? Я прикинул – там нужно вложить миллиона полтора. Это большие деньги.
– Но ведь и вы человек небедный!
– Ну-у, разве может быть богатым бюджетник? Анатолий Иванович продает шпаги, книги, он же не пускает свою зарплату на это дело. А у меня, к сожалению, нет ничего такого. Но сорок дворов мы все равно сделаем в этом году.
Местные жители долго не отпускали губернатора. Показывали огромную лужу на тротуаре, жаловались на то, что нет ни одной скамейки у одиннадцатого дома, окна в подъездах заколочены фанерой или вообще зияют пустотой. Крыши текут... А ведь зима скоро...
– Безобразие, у бабушек нет скамеек! – воскликнул вмиг осерчавший глава города. И грозно глянул на директора МУП «Запад» Жокина, который ходил рядом улыбчивым франтом. – Чтобы были!
– Будут! – бойко отрапортовал тот.
Евгений Сдвижков очень хотел еще губернатору подъезды свежевыкрашенные показать, но тут подошла к Анатолию Ивановичу баба Валя, и другие женщины тут же заволновались:
– Анатолий Иванович, будьте добрые, выслушайте бабушку. Она уже четырнадцать лет живет в этом доме с подселением, ее сосед-алкаш уже достал. Не работает, издевается... Куда только ни обращались... Хоть бы малометражку для нее где найти, чтобы жила она спокойно. Муж ее на фронте погиб... Надо помочь человеку.
Худенькая маленькая старушка Валентина Дмитриевна Голосова не смогла сдержать слез.
– Есть ли родные у вас?
– Одна внучка в Германии, внук в Калининграде, другой – в Свердловске. Дочка в Казахстане. Все далеко.
Губернатор все выслушал и пообещал: «Я вам помогу».
Решили, что рыбинский мэр подыщет для бабушки отдельное жилье, а губернатор его профинансирует. На том и разъехались.