четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 26 августа 2006

Д’Артаньян из деревни Хмельники

нет фото

28 августа старейшему журналисту Ярославля Александру Ивановичу Макарову исполняется 80 лет. Шестьдесят из них Александр Иванович посвятил любимой профессии – журналистике.

автор Лариса ДРАЧ

 

НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ

Сразу после войны, в 1946 году, еще находясь на военной службе, он был редактором стенгазеты полка. Писал и в дивизионный печатный орган, сотрудничал с армейской газетой «Суворовский натиск», где, к слову, получил свой первый гонорар. После демобилизации в 1950 году поступил на работу в районную газету в поселке Петровское, где был ответственным секретарем, а затем редактором. А уже в конце этого же года за подписью Александра Макарова появилась первая публикация в газете «Северный рабочий».

В 1959­м Александр Иванович Макаров стал штатным корреспондентом «Северного» и больше с этой газетой он не расставался. За эти годы окончил без отрыва от производ­ства вечернюю школу и факультет журналистики МГУ. Был секретарем партбюро, заведовал отделом партийной жизни, семнадцать лет занимал пост заместителя главного редактора. В последние годы, вплоть до своего ухода в возрасте 77 лет на заслуженный отдых, Александр Иванович Макаров знакомил читателей «Северного края» с новостями центральной прессы: из­под его мудрого и ироничного пера вышло более тысячи (!) выпусков «Газетного киоска».

В ПАСТУХИ БЫ Я ПОШЕЛ...

А начинался долгий и славный разными делами жизненный путь Александра Ивановича в деревне Хмельники Ростовского района, где он появился на свет. Семья была простая, крестьянская, по деревенским «традициям» тех лет густонаселенная – одиннадцать человек трех поколений жили в небольшом домике. Мать не работала, занималась домом и детьми, отец сначала трудился на земле, а с открытием гравийно­щебеночного карьера устроился на работу туда, стал десятником.

Первые относительно отчетливые воспоминания о детстве относятся к возрасту трех – четырех лет, о младенческих же годах жизни в памяти Александра Ивановича остались лишь расплывчатые картинки: качание в зыбке, церковная служба... «Крестили меня в сентябре, под Александра Невского, в честь его и назвали».

Любимой забавой первых лет жизни у маленького Саши Макарова было «пасти» игрушечное стадо. Ежевечерняя картина возвращающегося в деревню с пастбища настоящего стада – неторопливое, вальяжное шествие коров, звонкие окрики пастухов – так завораживала маленького Сашу, что он собирал свое «стадо» из щепочек и терпеливо «пас» его на полу, перегоняя с места на место.

А вот попробовать себя в качестве настоящего пастуха мальчику так и не довелось, несмотря на то, что до 1936 года семья держала корову, а перед самой войной – коз. Пастухи в этих краях по каким­то неведомым традициям испокон веков были пришлые. В деревне так и говорили: «Опять пришли владимирские рожечники в пастухи рядиться».

«ИЗВЕСТИЯ» – ОТ КОРКИ ДО КОРКИ

А вскоре Саше стало не до пастушеских игр: в его жизни появилось более важное занятие – чтение. Читать он научился самостоятельно, по школьным учебникам старшего брата. Легко освоил и письмо, несмотря на каверзный характер чернильницы­непроливашки и нрав перьевой ручки, которая официально величалась «рондо», а на мальчишеском языке была развенчана в «скелетик». Так что в школу первоклассник Александр Макаров отправился уже подготовленным учеником. Без особого желания (что было, то было!), но с чувством ответственности (надо, значит надо).

Из увлечений тех лет – чтение газет. Отец выписывал «Известия» и железнодорожную газету «Гудок», которые и прочитывались юным школяром Сашей от первой буквы до последней. Некоторые статьи произвели на мальчика такое сильное впечатление (почему­то это были некрологи лидеру японской компартии Сен Катаяме и Луначарскому), что даже сейчас Александр Иванович с лег­костью цитирует некоторые предложения по памяти, хоть и минуло с тех пор более семидесяти лет.

Настоящим подарком книгочею и книголюбу стал отрывной календарь. Биографические сведения о красных командармах и членах политбюро тогдашнего ЦК ВКП(б), опубликованные в календаре, Саша с легкостью стихотворения заучивал наизусть. Словом, мальчиком он рос политически грамотным. И учился на «оч.хор», что в переводе на цифровую аттестацию равняется «4+». Но похвальные грамоты по окончании каждого класса Саша Макаров с гордостью приносил родителям. Тогда же он всерьез увлекся книгами. Читал запоем: Пушкин, Лермонтов, Дюма, Майн Рид, Вальтер Скотт... Предметом восхищения для Саши Макарова стал д’Артаньян, и во всех ребячьих играх мальчишка неизменно изображал знаменитого саксонца.

ИДЕМ НА «ЧАПАЕВА»!

Главным событием внешкольного детства были престольные деревенские праздники и кино. Гуляла деревня шумно, в полный рост, дважды в год: в июле – на Казанскую и в октябре – на Покров. Кульминацией праздника становились непременные драки.

– Кулачные бои? – уточняю я.

– Да нет же, простые драки! Они возникали стихийно, но неизменно. Подопьют люди, вспомнят былые обиды и... Мы с мальчишками всегда бегали смотреть.

– А сами дрались?

– Особо ожесточенных драк не помню, но с противоположным концом деревни мы враждовали. Вырезали деревянные шпаги и сражались не на шутку: словно мушкетеры с гвардейцами кардинала.

А после коллективного просмотра фильма «Чапаев» мальчишеские поединки раз и навсегда были положены «на кинематографическую основу».

– Случилось это на Казан­скую, 20 июля 1936 года. Помню столь отчетливо потому, что событие было отнюдь не местного масштаба. Задолго до просмотра знаменитого фильма читал репортажи о его показе в Москве. Столица была украшена лозунгами «Идем на «Чапаева»! А уж когда сами посмотрели фильм, то все игры были только в «Чапаева».

– А вам какая роль доставалась?

– Всегда Петькой был.

...Впервые привезли кино в деревню Хмельники в 1933 году. Клуба в деревне не было, но было некое помещение, которое строили как свинарник, да не достроили, вот его и приспособили для демонстрации главного из всех пролетарских искусств. Киноустановка приезжала из Петровского, расположенного за десять километров. А первый звуковой фильм, «Путевку в жизнь», мальчишки бегали смотреть на станцию, когда приезжал вагон­клуб.

ЧУТЬ ЧТО – ПОД СУД

В апреле 1942 года Сашу Макарова приняли на работу на торфопредприятие. В его служебные обязанности входил контроль за тем, кто во сколько приходил на работу. Время было военное, суровое, за двадцатиминутное опоздание человека отдавали под суд. И вот 9 апреля Саша первый раз вышел на работу, а в конце апреля уже стоял в Петровском перед судьей – давал показания.

Проштрафился не он сам, а знакомые девчата из соседней деревни. Его же «вина» заключалась в том, что их опоздание он не зафиксировал в специальном журнале. Однако нашлись «добрые люди», донесли куда следует. Поэтому при первой возможности он перешел работать на карьер слесарем­инструментальщиком. Там и работал до самого призыва в армию – до ноября 43­го.

ПОБЕДУ ВСТРЕТИЛ В МОСКВЕ

Политически подготовленный юноша был отправлен на учебу в снайперскую школу под Горьким. Военная наука давалась ему нелегко: подъем в шесть утра, отбой – в десять вечера, и не присесть за весь день ни на минуту. Но более всего досаждал голод, хотя кормили в школе снайперов по военным временам неплохо, даже сливочное масло перепадало. А вот из соседнего полка, расквартированного через дорогу, то и дело вывозили умерших от голода бойцов. Курсанты сами видели. В сентябре 44­го учеба осталась позади.

Но заявок на снайперов не поступало: наши победным маршем шли по Европе, посему курсантов отправили переучиваться. Таким образом, к апрелю 45­го Александр Макаров владел уже двумя военными специальностями: был и снайпером, и водителем­механиком танка и самоходной артиллерийской установки.

– В первых числах мая 1945го наша часть была расквартирована в Пушкино, под Москвой. Когда объявили о нашей Победе, мы устроили такую стрельбу, что вмиг расстреляли все боезапасы. Но главным было не это: всем свободным от несения службы было разрешено поехать в Москву. Так что 9 мая 1945 года я встретил в столице. Нас, еще не воевавших, то и дело принимались качать...

Кстати, на память об этом времени осталась и первая фотография Саши Макарова – в Петровском районе, где прошли его детство и юность, фотографов не было до начала 50х. А уже 18 мая танко­самоходный полк, в котором служил Александр Макаров, погрузили в эшелоны и повезли на Дальний Восток – завершать вторую мировую. Пройдя японскую кампанию, Александр Иванович был награжден боевым орденом Красной Звезды. Между прочим, было ему тогда всего 19 лет – столько же, сколько и д’Артаньяну на момент его знаменитого путешествия в Англию к герцогу Бэкингему. А демобилизован он был лишь осенью 1950 года. Так началась его мирная жизнь, отданная журналистике, отмеченная орденом «Знак Почета» и званием заслуженного работника культуры России.

Читайте также
  • 15.01.2013 Уединённые пошехонцы Постоянный читатель и многолетний подписчик «Северного края» Анатолий Григорьевич Поленов обратился в редакцию с необычным вопросом. Он попросил
  • 29.12.2012 Дед Мороз исполняет желания Разыграть шахматную партию с Шалтаем-Болтаем и помочь Алисе из Белой Пешки превратиться в Королеву – вот что предстоит мальчишкам и девчонкам, пришедшим
  • 27.12.2012 У тёплого очага Недавно довелось побывать в деревне Шалаево Гаврилов-Ямского района. Деревня как деревня. Искала почту или сберкассу – говорят, закрыты. То же и фельдшерско-акушерский пункт.
  • 24.11.2012 Большая жизнь и малые заботы Школьный музей в деревне Березняки Борисоглебского района стал хранителем сельского быта, своеобразной летописью местной жизни, которую продолжают писать
  • 13.09.2012 Не зарастают стёжки к родным местамНе забывают о своей малой родине во многих некоузских семьях. Выбрали погожий денёк да взяли, собрались и поехали проведать родные места выходцы из
  • 06.09.2012 Последний вятский фронтовик«Война – последнее дело, но страшиться нечего. Человек всё переживёт, главное – не бояться и помогать друг другу» – это было
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Милосердие поярославскиМой муж – инвалид второй группы. Для жизни ему ежедневно требуется средство реабилитации – мочеприемник
  • Как умирают домаСчастлив тот, кто может сказать о доме, в котором живет, что это его крепость. Увы, большин­ству ярославцев
  • Храму нужен колоколВслед за главным храмом Рыбинска – Спасо-Преображенским собором, который отреставрирован на средства