От Спаса до Андрюшина – три километра. Дорога там старая, никогда даже не асфальтировалась. Нетрудно догадаться, что она представляет собой в дождливое время года – размывает так, что ни пройти ни проехать, а зимой образуются огромные снежные заносы. ГУП «Автодор» чистит только центральное шоссе, а на этот участок даже не заглядывают, поскольку он к нему не относится. Между тем в Андрюшине находится школа, куда из Спаса ходят двадцать человек. И каждый день детям приходится преодолевать трехкилометровое расстояние по бездорожью. В одной только семье Денисенко – пятеро школяров. У них есть трактор, но очень старенький.
Еще один немаловажный факт – в Спасе находится кладбище, одно на целых три поселения. Довезти гроб и организовать похоронную процессию тоже целая проблема.
– По поводу этой дороги разговоры ведутся давно, – рассказывает председатель администрации Васильевского поселения Валентина Чистова. – Сколько раз нам обещали помочь власти. Куда я только ни обращалась – и в районную администрацию, и к нашим депутатам, – толку никакого. В прошлом году губернатор Лисицын лично нам пообещал выделить деньги на дорогу, но вот уж год прошел, а денег так и не видно. Между тем скоро начнутся дожди и слякоть, и прокладывать асфальт будет уже поздно.
По словам Валентины Николаевны, несмотря на то что участок – всего три километра, денег нужно много. Только один бетонный мост (сейчас здесь деревянный) через речушку Рою стоит около пяти миллионов.
Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию исполняющего обязанности главы района Виктора Политова.
– Действительно, дорогу на Спас мы хотели начать строить в 2006 году, – говорит Виктор Сергеевич. – Предполагалось установить водопропускные сооружения и отсыпать часть земляного полотна. А уже в будущем году покрыть его, да и то не асфальтом, а щебнем. Деньги на это выделяет область. Но вот приключилась странная история. На днях мне пришло письмо от директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области Александра Никитина. В нем сказано, что согласно проведенному анализу работы, запланированные в этом году по строитель-ству дороги, сочли неэффективными. Александр Львович обещает пересмотреть планы и, если будут деньги, начать строительство дороги в следующем году. Я, конечно, не стал терпеть и в свою очередь написал письмо вице-губернатору области Сергею Бурову, который в том числе курирует вопросы дорожного строительства в области. И он ответил: мол, мы решим этот вопрос, и, скорее всего, строительство начнется в этом году. Так что у нас в запасе еще два месяца.
Впрочем, трехкилометровый участок от Спаса до Андрюшина – далеко не единственный проблемный в районе и даже в поселении. Мы сейчас составляем бюджет на будущий год, – делится планами Валентина Чистова. – Внесем в смету приобретение «Бурана» и трактора. Они нам позарез нужны. Есть у нас такой населенный пункт – Красный Яр, бывший поселок лесозаготовителей, там был лесокомбинат. Но сейчас он, конечно, не работает. В поселке живут человек пятьдесят, в основном пенсионеры. Связь с центром плохая – дороги нет. Пробраться зимой и в дождливое время года можно только на тракторе, а в поселке его нет, в соседнем колхозе – тоже...
По словам Валентины Николаевны, в Красном Яре есть и фельдшерский пункт, и магазин – товары туда приходится доставлять раз в квартал, и для этого надо нанимать частника-тракториста – за свою работу тот берет три тысячи рублей. Но не каждый может позволить себе нанять транспорт, бывает, что в случае смерти местных жителей родственники везут хоронить в Вологодскую область – туда и дорога ведет хорошая, и дешевле получается.
Вот так и маются наши деревенские. Ждут, когда власти обратят на них внимание. Ждут и надеются на помощь. А что им еще остается?