В Ярославле учения различных силовых ведомств проводятся регулярно. Казалось бы, наши службы должны быть готовы ко всему – пожарам, взрывам, нападению террористов. Но вот к отключению света, в том числе на объектах жизнеобеспечения, оказался не готов, как показали события среды, никто. Сплоховали и городские власти, и милиция, и МЧС.
Именно отключение электроэнергии в Красноперекопском и Фрунзенском районах высветило всю их беспомощность. Упавший на провода ЛЭП тополь обесточил не только светофоры, но и жилые дома, предприятия, больницы. Пять часов доктора медсанчасти НПЗ боролись за жизни своих пациентов. Здесь на стационарном лечении находятся около 450 человек, из них 30 недоношенных младенцев. Правда, как сообщила нам заместитель заведующей отделением недоношенных детей Светлана Петрова, ситуация изпод контроля не выходила. Дыхательные аппараты и перфузеры работали на аккумуляторах. А в том, что энфузионную терапию (введение лекарственных препаратов младенцам) проводили не машины, а младший медперсонал, врачи не видят ничего страшного.
Однако более критичным в оценке произошедшего оказался главный врач учреждения Александр Хорец:
– Мы всегда должны быть готовы к подобным ситуациям. Но в среду мы не могли даже начать эвакуацию сложных больных изза того, что нам никто не мог точно сказать, на сколько отключили электричество. Хорошо, что к моменту аварии все операции были закончены, потому что оборудование простонапросто отключилось бы. В поликлинике не смогли принять пациентов по записи и поступающих к нам на «скорой помощи». В пищеблоке потекли все холодильники. Когда отключили холодную воду, мы с опаской смотрели на туалеты, ведь они могли запросто засориться. Сыворотки и живые вакцины сразу же отправили на склады наших поставщиков медикаментов, кровь – на областную станцию переливания крови.
Но все это еще полбеды. Сложнее всего пришлось докторам и сестрам отделения недоношенных детей.
– Два ребенка у нас очень тяжелые и дышат с помощью аппаратов искусственного дыхания, – продолжает главврач. – Свет погас, и машины отключились. Мы запитали их от небольших аккумуляторов. Но все равно очень переживали, когда пришло время кормить детей. Ведь для них любая инфекция равносильна смерти, поэтому все вокруг должно быть стерильно. Без света и воды, сами понимаете, добиться соблюдения всех правил санитарии очень сложно. К счастью, все обошлось без осложнений.
Как оказалось, медсанчасть НПЗ, как и подавляющее большинство больниц города, работает без альтернативного источника энергии. В случае еще одной подобной аварии она вновь останется без света. А если в этот момент будет идти сложная операция?
Около двух недель назад в управлении здравоохранения мэрии обсуждался вопрос о покупке генератора. Как посчитали власти, иметь его в каждой больнице невыгодно. Сейчас они есть только в больницах имени Соловьева и девятой. Проще, утверждают чиновники, перекинуть кабели на улицу, чтобы в чрезвычайных ситуациях машины МЧС могли сами подключить к ним передвижной генератор. Это, конечно, проще. Но когда и кому на это выделят средства, врачам так и не сообщили.
Если верить старой русской пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», наши власти чесать затылок начинают всегда после того, как жареный петух клюнет их в известное место. Получается, что даже прошлогоднее ЧП в Москве, когда изза сгоревших подстанций был обесточен чуть ли не весь город, ничему их не научило.