Корреспондент «Северного края» решил выяснить, не приведут ли действия антимонопольщиков, которые требуют от местных властей неукоснительного исполнения закона, к приостановке строительства в городе в самом начале реализации национального проекта «Доступное жилье».
На днях управление ФАС потребовало отменить три постановления мэра Ярославля от 27 сентября 2005 года о выделении земли под проектирование комплексной застройки кварталов как принятых с нарушениями норм действующего законодательства без проведения конкурса. В качестве третьих лиц в данном случае выступили достаточно известные в городе фирмы: ООО «Арсенал-ЖБИ» (квартал в микрорайоне № 5 по улице Доронина во Фрунзенском районе), ОАО «Компания «Спектр» (квартал между улицами Красноборской, Приозерной, Маяковского и Мостецкой в Заволжском районе) и «Новый град» (также квартал в Заволжском районе).
– С 10 января 2005 года действует ст. 30.2 Земельного кодекса РФ, которая обязывала органы местного самоуправления выделять землю под комплексную застройку микрорайона только на аукционе, – пояснил заместитель руководителя управления ФАС Сергей Балабаев. – Тем самым было нарушено антимонопольное законодательство в части предоставления льгот и привилегий отдельным хозяйствующим субъектам.
В мэрии с такой трактовкой законодательства не согласны и готовят иски в арбитражный суд. Они утверждают, что ФАС превысила свои полномочия, так как проверка соблюдения земельного законодательства не входит в их компетенцию.
Кроме того, юристы городской администрации напоминают, что решение о выделении земельных участков принималось еще до 1 октября 2005 года – даты вступления в силу нормы Градостроительного кодекса РФ об обязательности конкурсов. Аргумент антимонопольщиков о комплексном характере будущей застройки в расчет не принимается.
7 августа в арбитражном суде Ярославской области пройдут первые слушания по ранее принятым управлением ФАС решениям. В частности, борцы с монополистами потребовали от мэрии отменить 13 постановлений мэра о выделении земельных участков МУП «Горстройзаказчик». В ФАС считают, что городские власти не могли предоставлять эти земельные участки, так как в тот момент еще не была оформлена необходимая кадастровая документация.
Представители ли же мэрии ссылались на то, что муниципальное предприятие уже потратило деньги на разработку проектов на эти территории. К тому же будущие стройки включены в план мероприятий городской адресной программы на 2006 год в рамках национального проекта «Доступное жилье». Работники ФАС и эти слова посчитали доказательством нарушения антимонопольного законодательства в пользу муниципального предприятия.
В поданном в арбитражный суд отзыве директор МУП «Горстройзаказчик» Феликс Ходанович указывает, что решения мэра приняты в соответствии с действующей в городе уже несколько лет практикой применения земельного законодательства. До 1 октября прошлого года конкурсы не проводились, каждый застройщик мог подать заявление на получение участка, поэтому ни о каких льготных условиях не может быть и речи.
– Следует учитывать, что на ряде земельных участков ведется строительство, заключаются с гражданами договоры участия в долевом строительстве жилья. В результате отмены постановления мэра наше предприятие понесет многомиллионные убытки, как и граждане, вложившие деньги в строительство квартир, – напоминает Ходанович.
– Национальные проекты должны реализовываться с кристально чистым соблюдением закона, – парирует Сергей Балабаев. – Мы уверены в своей правоте и полагаем, что в конечном счете эти постановления мэра будут отменены. Застройщикам, видимо, придется подавать в суд на городские власти, из-за действий которых они пострадали. С другой стороны, зачем начинать строительные работы, не имея на это разрешения, да еще и продавать квартиры?
Конфликт ФАС и мэрии порожден и качеством нормативной базы. Парадоксально, но факт: принятое Госдумой РФ федеральное законодательство действительно тормозит заявленное президентом Владимиром Путиным в качестве национального проекта массовое жилищное строительство. Чтобы оформить все документы от предварительного согласования до проекта, нужно собрать почти 60 подписей. На это потребуется около трех лет! Если столько сил и денег на согласования тратят крупные компании, то на что могут рассчитывать индивидуальные застройщики коттеджей? Как тогда развивать малоэтажное жилищное строительство, необходимость поддержки которого провозгласил вице-премьер Дмитрий Медведев.
Новый Градостроительный кодекс не только не помог убрать бюрократические препоны, но и даже усугубил положение. Нельзя сказать, что законодательная неразбериха – новость для руководства страны. Во время совещания в Ярославле с мэрами городов центра и северо-запада России 26 сентября 2005 года полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко заявил, что «отсутствует должная юридическая чистота Градостроительного и Жилищного кодексов» и что эти документы нужно корректировать.
Мэра Ярославля Виктора Волончунаса уже пригласили принять участие в обсуждении поправок в законодательство, которые планируется обсудить в сентябре в Госдуме РФ. Станет ли от этих новаций легче застройщикам и, главное, потенциальным покупателям квартир, никто не знает.