В числе подписавших письмо – Александр Владимирович Морозов, бывший механик треста «Ярстрой». Квартиру себе в далекие 1950е годы они с супругой строили сами. Семья должна была отработать на стройке определенное количество часов, Александр Владимирович с утра до позднего вечера у себя в тресте – отрабатывала эти часы беременная Антонина Ивановна, носила бетон, вместе с другими женщинами подавала наверх контейнеры с кирпичом.
– Боялась, что родит убогого, но обошлось.
Въехали они сюда в 1958 году. Вслед за первенцем родилась дочка. Дети росли. Многие застройщики уехали, а они остались – школа рядом.
– Сначала было ничего, а когда появился мост, мы оказались в ловушке, – вздыхает Антонина Ивановна. – Квартиру на первом этаже не обменять, людям нужен покой, кто сюда поедет?
Незаметно подобралась старость. Сын, военный врач, погиб. Дочь – тоже врач, но тревоги пенсионеров лекарствами не излечишь.
– От путепровода выхлопные газы, пыль, шум – все к нам в квартиру, – возмущается Александр Владимирович. – Тротуар сделан вплотную к стенам домов. Народу мимо идет много, кто постучит в окно, кто заглянет, а кто и стекло разобьет. Под путепроводом – свалка бытовых отходов, крысы бегают. Подъезды к домам разрушены, грузовые машины ездят где попало, бортами, бывает, задевают за стены.
Когда начинали строительство путепровода, говорится в письме, руководством города было принято решение расселить эти три дома, первые этажи – в первую очередь, о чем жителей уведомил официально тогдашний глава города Н. А. Яблоков. Но руководство сменилось, и люди теперь называют себя заложниками происшедших перемен. Клеймят на чем свет стоит нынешнее начальство, перечисляют вновь и вновь все неудобства, которые терпят, опасности, которые, как они считают, им грозят, и спрашивают: можно ли всетаки на чтото надеяться или уже совсем не на что.
В поисках ответа на этот вопрос обращаюсь к знающим людям. Незавидное положение этих домов, особенно первых этажей, подтвердили все. Но, как сказал глава администрации Ленинского района Вячеслав Антонинович Репкин, расселение их на данный момент не предусмотрено.
– Когда строили путепровод, деньги были государственные и планировать можно было все, что угодно. Сейчас ни одного квадратного метра бесплатного жилья нет. Мы аварийные дома никак расселить не можем, движемся елееле. В районе 41 дом подлежит расселению, – ждем, может быть, Москва сколькото денег даст. Или инвесторы на какойто из них вдруг обратят внимание, но это дело непредсказуемое, кто их знает.
Что касается конкретных деталей, приведенных в письме, то тут последовали уточнения.
Путепровод построен в 16 метрах от домов? Но, пояснили в институте «Ярославгражданпроект», он строился по нормам, действовавшим в 1980е годы, они не противоречат и нормам, действующим сейчас.
Отмостка дома соединена с пешеходным тротуаром, и по ней в обход путепровода ездят не только легковые, но и грузовые автомобили? Жителям следует обратить на это внимание ГАИ.
Очень беспокоит людей то, что рядом с домами проложены, по их сведениям, два газопровода высокого давления, которые, как говорится в письме, «находятся в аварийном состоянии, так как нормативный срок их эксплуатации превышен». Замдиректора предприятия «Газсервис» Александр Борисович Карпов успокаивает:
– Нормативный срок для газопроводов – сорок лет. По истечении этого срока делается диагностика, и в зависимости от состояния срок службы газопровода продлевается. Для нас безопасность – самое важное, предусмотрен ряд мер, которые соблюдаются очень строго.
Мастер по обслуживанию того же предприятия Елена Николаевна Бойкова добавила:
– У этих домов по улице Добрынина два газопровода, один высокого, другой низкого давления. Они идут под землей вместе, в девяти метрах от домов. Есть федеральный закон: охранная зона для газопроводов установлена два метра, так что тут ничего не нарушено. Оба газопровода сданы 13 августа 1980 года, срок эксплуатации их закончится в 2020 году. Раз в неделю делается проверка на наличие утечек газа, раз в пять лет – приборная проверка состояния изоляции. Акты технического обследования есть, вот заключение последнего из них – «годен».
Итак, что касается якобы нарушенных строительных норм, то хорошие или плохие, но формально они соблюдены. Другое дело – шум, загазованность атмосферного воздуха, пыль, грязь и от автомобилей, и от расположенных поблизости железной дороги и моторного завода. Руководитель территориального управления Роспотребнадзора Сергей Анатольевич Милюк признал:
– Санитарные нормы тут, действительно, не соблюдены. Дома находятся в санитарнозащитной зоне моторного завода, так что подобные жалобы для нас не новость, мы их получаем десятками. Выход один – расселение. Если найдутся инвесторы – это будет лучший вариант. Сейчас идет работа над проектом новой санитарнозащитной зоны расположенных тут предприятий с расчетом на сокращение экологической нагрузки. Когда он будет завершен? Не знаю. Работу курирует первый заместитель мэра Сергей Николаевич Ястребов.
Сергей Николаевич оказался очень занят и времени для комментария не нашел. Обратимся поэтому к тому, что сказал не так давно в интервью «Северному краю» Виктор Владимирович Волончунас: «Большая проблема – все, что связано с санитарной зоной моторного завода. С недавних пор начались проработки возможностей ее застройки со сносом части отживших свой век зданий и облагораживанием всей этой территории. Мы нашли понимание у руководителей моторного завода, Ярэнерго, предприятий Дзержинского района, примыкающих к ТЭЦ и моторному заводу, в том, чтобы сделать совместный проект санитарной зоны этого куста предприятий. Если моторный снизит экологическую нагрузку на данную территорию и последует примеру энергетиков, которые уже давно это сделали, то тогда этому району жить и реконструироваться».
Эти слова мэр сказал год назад и прибавил: «Пока реально мы, к сожалению, движемся в этом направлении очень медленными шажочками».
Похоже, ситуация с тех пор мало изменилась. Так и движемся медленными шажочками. Может быть, в таком случае городские власти обратят пока внимание на то, что в масштабах города считается, наверное, мелочами, но для живущих в 1, 3 и 5 домах по улице Добрынина остается самой что ни на есть насущной необходимостью: убедительно попросят ГАИ обезопасить их от самовольно шныряющих около домов автомобилей, дадут указание РЭУ поставить на месте самовольной свалки дополнительные контейнеры для отходов, дабы ликвидировать антисанитарию под мостом. И задумаются еще вот над чем.
В новом Градостроительном кодексе нет теперь понятия ветхого и аварийного жилья. Появилось другое – «жилье, не пригодное для проживания». Может быть, пользуясь этим, вернуться к решению ярославских властей времен строительства путепровода о необходимости расселения домов, оказавшихся к нему почти вплотную? Смотришь, соблюли бы преемственность власти, от чего ведь прямо зависит и уважение к ней.
Наконец, самое последнее. До недавнего времени было в СЭС подразделение с замечательным названием: «Отдел по надзору за средой обитания». В результате реорганизации в сегодняшнем территориальном управлении Роспотребнадзора этот отдел растворился в другом. А жаль. Чтобы жить нормально, человеку нужно находиться в ладу с окружающим миром. Должны быть люди, которые следят не только за соблюдением отдельных норм, но и охраняют среду обитания в целом. Иначе получается как у Райкина: один зубы пилит, другой мерку снимает, третий коронки делает, а за дикцию никто не отвечает.