Мастера не остановили работу даже тогда, когда в собор поднялись ярославский губернатор Анатолий Лисицын, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и московский предпринимательмеценат Виктор Тырышкин. Три года назад Виктор Иванович принял предложение губернатора профинансировать восстановление волжской жемчужины. Работу оценили тогда в 18 млн. рублей. Однако после более тщательной оценки состояния несущих конструкций, фундамента и стен собора выяснилось, что денег фактически понадобится больше в десять раз!
Когда стоишь под высоким, просторным сводом главного купола собора и взгляд, скользя по белейшим стенам, уносит тебя на самую верхотуру, понимаешь, сколь ужасным было то, что сделали с собором при советской власти. Но мастерам удалось изъять из его «тела» огромные железобетонные балки перекрытий, установленные в середине прошлого века. Наверное, это было самым сложным. А еще покрыли оцинковкой кровлю и восстановили кресты. А еще буквально спасли северную стену храма, насквозь пропитавшуюся водой... Альпинисты пробирались под самый свод через крохотные оконца наверху, чтобы установить приборы для просушки, реставраторы заменяли выкрошенную морозами и временем кирпичную кладку.
Буквально на руках выносили из храма десятки тонн строительного мусора, отмывали следы «смутного времени». Неделями колдовали над гипсом будущего лепного убранства соборных колонн золотые руки рыбинского художника Александра Сибилькова, лепные формы по единственной уцелевшей фотографии воссоздавала на бумаге рыбинский архитектор Наталья Гончарова. В самое трудное время взвалил на свои плечи работу прораба дьякон Дмитрий Михайлович Сладинов. Но сегодня он не приемлет похвалы: «Все вместе работали!»
Три года шла работа в храме – почти незаметно для города. Поэтому для многих рыбинцев восстановленный собор станет настоящим открытием. Парадокс, но москвич Виктор Тырышкин бывал здесь гораздо чаще, чем местные власти. И теперь, когда реставрация храма подходит к концу, Виктор Иванович торопится решить еще нерешенные проблемы собора. По его мнению, нужно обязательно передать храму два здания, что напротив, которые когдато принадлежали церкви. Здесь можно устроить гостиницу для паломников, открыть воскресную школу и мастерскую золототкачества, возрождая почти утраченное ремесло... А чтобы храм жил полнокровно, чтобы не пропали даром труды реставраторов, нужно, не откладывая на потом, подвести сюда отопление от котельной, что в соседнем здании. Если нужны деньги на топливо, столица поможет. Сегодня можно пройти под землей тоннелем, в который и уложить все коммуникации!
Уже в первых числах августа рабочие демонтируют леса, а к первой службе в храме будет установлен иконостас и завершена укладка полов. После праздника Преображения храм передадут под опеку Православной церкви и городской власти. Губернатор же переключит свое внимание на другой важнейший объект – новое здание для Рыбинского драмтеатра, а Виктор Тырышкин вплотную займется строительством Успенского кафедрального собора в Ярославле. Его закладка намечена на сентябрь.
– Зачем вы все это делаете? – интересовались журналисты у Виктора Ивановича.
– Наверное, вы думаете, я сделал чтото такое страшное и теперь пытаюсь вымолить прощение? Нет. Ничего такого не делал. Для меня это – жизнь. Когда мы заработали в начале 90х первые деньги, а коллектив у нас был серьезный – два лауреата Госпремии, несколько докторов наук, полковники, мы решили, что будем строить храмы. Очень просто рассуждать о великой России. Сложнее каждому делать на своем месте все, чтобы она действительно была великой. Ни на кого не оглядываясь, никого не осуждая. Я просто делаю то, что считаю нужным. Странно, что это вызывает удивление гораздо большее, чем человеческие пороки.
Большая «оперативка» закончилась быстро. Когда ее участники садились в машины, звонарь ударил в колокола, и праздничный звон накрыл городскую суету, напоминая о скором празднике Преображения.