ДАЧНИКИ-«ЗАХВАТЧИКИ»
Банальный вопрос: за что воюем? Чего ж не поделило мощное ведомство с рыбинскими дачниками?
Полтора года назад, когда «Севергазпром» вдруг потребовал снести дачные постройки, находящиеся «в зоне минимальных расстояний от оси газопровода к газораспределительной станции-1», «березовцы» с удивлением узнали, что являются незаконными застройщиками, самовольными захватчиками, «нарушают права и охраняемые законом интересы других людей, создают угрозу жизни и здоровью граждан». Требования «Севергазпрома» дачники не выполнили – не стали рушить свою нехитрую недвижимость.
В конце прошлого года ООО «Севергазпром» обратился в суд с иском к девятнадцати рыбинцам, чтобы Фемида заставила их своими руками или за свой счет выполнить требование газовиков. Эти постройки, считает истец, возведены ответчиками самовольно, без согласования, с нарушением градостроительных норм и правил и находятся в стометровой зоне от оси газопровода диаметром 219 мм при давлении 55 атмосфер. Газовики считают застройщиков нарушителями федерального закона «О газоснабжении в РФ», согласно которому незаконно построенные объекты подлежат сносу за счет нарушителей.
Заглянем в историю. В 1967 году, то есть через пять лет после ввода газопровода, командование воинской части 41686, что в Мариевке на самой окраине города, решило выделить земли своей 500-метровой запретной зоны (земли Министерства обороны) для садоводства и огородничества своим тогдашним военнослужащим и наемным работникам. Вышел соответствующий приказ командира части Терентьева. На общем собрании садоводческое товарищество приняло свой устав. Решением горисполкома № 177 от 13 апреля 1972 года земельные участки под садоводческим товариществом были закреплены за воинской частью.
Этого достаточно, считает директор Рыбинского департамента по управлению земельными ресурсами Галина Майорова, чтобы не считать дачников «Березовой рощи» самовольными застройщиками. К тому же у каждого на руках есть технический паспорт дачного дома и план участка, утвержденный соответствующими органами. Да, садоводство не оформило и не зарегистрировало в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю, признает руководитель департамента. Но это совместная задача садоводства и
командования воинской части. Садоводы уже не раз обращались к командованию части за разрешением на приватизацию земли. Но ответ был один – земли Минобороны приватизации не подлежат.
ВЫГОРИТ 150 МЕТРОВ...
Но отставим пока в сторону вопрос о законности или незаконности застройки. Суть проблемы совсем в другом. Если верить показаниям представителя «Севергазпрома» в суде, вовсе не этим обеспокоены газовики. Они всего лишь радеют за жизнь и здоровье дачников, которые живут в недопустимой близости с опасным промышленным объектом – газовой трубой магистрального газопровода Горький – Череповец – отвода к ГРС-1.
В решении суда от 31 января 2006 года, которым иск газовиков удовлетворен полностью, читаем: «Опасность указанного объекта определяется совокупностью опасных производственных факторов перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. К опасным факторам относятся: разрушение трубопровода и его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, взрыв газообразующей смеси, обрушение зданий и строений, дым, токсичность, понижение уровня кислорода. Строительные нормы и правила (СНиП), утвержденные в 1985 году, устанавливают минимальное расстояние от оси газопровода диаметром менее 300 мм до зданий и сооружений не менее ста метров. Девятнадцать дачных домиков «Березовой рощи» находятся в стометровой зоне. В случае разрыва газопровода и воспламенения газа выгорает зона радиусом 100 – 150 метров с разлетом остатков трубы до ста метров, что представляет угрозу не только для дачных строений, но и для жизни людей».
А МОЖЕТ, И НЕ ВЫГОРИТ...
Еще один нюанс. Представитель «Севергазпрома» заявила в суде (и это записано в его решении), что «указанное товарищество садоводов в органы Государственного технического надзора, к ООО «Севергазпром» как эксплуатирующей организации о снижении минимального расстояния от оси газопровода до дачных домиков товарищества садоводов не обращалось».
Выходит, если б обратилось, то «Севергазпром» или гостехнадзор могли бы смилостивиться и сократить размеры опасной зоны? Видимо, в этом случае пропанбутан, если надумает взорваться, скромно так обуглит лишь метров двадцать пять в радиусе... Раньше, кстати, когда «Березовая роща» получила землю и начала застройку, именно такая сниповская норма в 25 метров и действовала. В 1975м СНиПы пересмотрели и увеличили минимальное расстояние до 75 метров ( в опасную зону попали два дома), а еще через десять лет установили «стометровку», и вне закона оказались сразу девятнадцать участков. Только сами дачники даже и не подозревали, что вот уже сорок лет живут в опасной зоне и рискуют жизнью.
Кстати, 29 апреля 1992 года Минтопэнерго России утвердило «Правила охраны магистральных трубопроводов», как говорится в документе – «в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах». Эти Правила устанавливают охранные зоны «вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть и природный газ, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны». Ни о какой стометровке здесь и речи нет.
САМОУБИЙСТВО ПО ГРАФИКУ
Вскоре после того, как решение суда вступило в силу, в садоводство «Березовая роща» нагрянули судебные приставы и обязали дачников снести свои дома уже в марте этого года. Дачники, покрутив многозначительно пальцем у виска, отказались подчиняться судебному решению.
Приставы возвратились в «Рощу» в июне и дали на исполнение судебного вердикта пять дней (с 12 по 16 июня), предложив «березовцам» график сноса. В противном случае придется заплатить штраф в сто минималок и возместить расходы на снос.
Побойтесь Бога, взывали к приставам старушки, рушить все в разгар дачного сезона своими руками. Да какое ж стариковское сердце выдержит такое! С места не сойдем, ляжем под бульдозер, но своего не отдадим!
Те, кто помоложе, взяли инициативу в свои руки, наняли адвоката и подали заявление в суд о приостановлении исполнения решения, опротестовали само решение в надзорном порядке в областной суд и обратились с письмом к самому Президенту России Владимиру Путину. Управление президента по работе с обращениями граждан уведомило «березовцев», что их письмо получено.
ТРУБУ – НА ПЕНСИЮ!
Впрочем, независимо от того, что решат судебные инстанции, «березовцы» твердо решили: бульдозеры в «Рощу» не пустят и не будут ломать свои дома. Каково же будущее развития конфликта? По данным архитектурноградостроительного управления, в перспективных планах Рыбинска, как следует из генплана, первоочередной задачей продолжения жилищной застройки района Мариевка предусматривается ликвидация ГРС1 с переводом ее в ГРП и выносом ГРС за пределы городской черты. Об этом сообщает департамент по управлению земельными ресурсами в своем официальном письме на имя начальника Мышкинского ЛПУМГ ООО «Севергазпром» А. Н. Дугина. Более того, сообщает руководитель департамента, магистральный газопровод, проходящий вдоль садов, был построен в 1962 году, гарантийный срок его эксплуатации, составляющий 33 года, истек в 1995 году.
Газовики парируют – каждые три года «Севергазпром» продлевает срок эксплуатации газопровода в соответствующих технических службах. Выходит, уже пять раз такое продление состоялось.
Но ведь город все равно будет строиться, вечно газовое ведомство не сможет продлевать срок службы давно устаревшей трубы, жить которой осталось недолго. Несравнимо меньше, чем детям, внукам и правнукам участника Великой Отечественной Михаила Дмитриевича Балацкого и его соседей, которые вложили в свое хозяйство труд, деньги, устроили водопровод, подвели электричество...
Заботясь о безопасности дачников, газовики признают, что газопровод опасен, что полностью исключить вероятность аварии невозможно. Так не лучше ли решить проблему другим способом: построить новую ветку газопровода в обход дачного массива. И начать эту работу как можно раньше, пока не увезли в реанимацию дачника, чье сердце не выдержит очередного раскулачивания в его семье...
* * *
P. S. К сожалению, дозвониться до руководства Мышкинского управления мы так и не смогли – «междугородка» не соединила нас с «труднонабираемыми» номерами. Не встретились с его представителями и в суде. Но очень рассчитываем на то, что столь серьезное ведомство ответит на вопросы, поставленные в статье.