В настоящий момент практически точно определено, что решающим фактором катастрофы стало нештатное срабатывание или отказ функции реверса одного из двигателей. На это указывает как характер сноса самолета с посадочной полосы, так и показания пассажиров рейса-778, оставшихся в живых.
Техническая справка: функцией реверса оснащаются двигатели тяжелых аэробусов. Он предназначен для того, чтобы в момент посадки создать двигателями эффект обратной реактивной тяги, сокращая тем самым пробег летательного аппарата от момента касания взлетно-посадочной полосы до полной остановки летательного аппарата.
Пассажирка рейса-778 Маргарита Светлова о самом моменте катастрофы рассказала так: «Мы начали садиться, сели нормально, все было гладко. После того как стали останавливаться, вновь стали разгоняться, я думала, взлетаем. Потом полоса закончилась, нас стало трясти. Мы крылом зацепились и врезались в забор». Слова «вновь стали разгоняться» вполне соответствуют версии не об отказе, а именно о нештатном срабатывании реверса, при котором двигатель создает не обратную, а прямую тягу.
К этой версии склоняется, например, летчик-испытатель Виталий Жильцов, оговариваясь, правда, что окончательно говорить о технических причинах катастрофы можно будет только после того, как комиссия получит расшифровку данных бортовых самописцев. По словам диспетчера полетов, запись радиообмена между экипажем и землей вряд ли способна пролить свет на происходившее, поскольку, после того как командир аэробуса доложил стартово-командному пункту Иркутского аэропорта об успешной посадке, связь оборвалась.
Что же касается наших земляков, то, по сведениям управления МЧС РФ по Ярославской области, в аэробусе находилось пятеро жителей Ярославля (две из них – женщины) и один – Тутаева. По информации, которой располагал на вечер вчерашнего дня губернатор Ярославской области Анатолий Иванович Лисицын, в числе пострадавших – семья офицера Ярославского управления ФСБ (три человека), отправлявшаяся к месту отдыха на Байкал. Кроме того, есть сведения, что на борту аэробуса находилась еще одна семья ярославцев из двух человек.
Кстати, этим же рейсом летел начальник регионального управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков, возглавлявший в свое время штаб по освобождению заложников в Беслане. Этот факт не позволяет следственной комиссии полностью отказаться от версии теракта, хотя она и не рассматривается как наиболее вероятная.
Пока оперативный штаб открыто сообщает только фамилии пострадавших и их местонахождение, если оно известно: в больницах находятся 56 человек, в моргах – 112 тел погибших. Еще 12 иркутян, не нуждавшихся в медицинской помощи, отпущены домой.
Вся остальная информация доступна только для родственников пассажиров, большинство из которых находится в крайне тяжелом психологическом состоянии. Список всех пассажиров, находившихся в аэробусе, доступен, к примеру, на сайте http://bort778.info/info.shtml. Телефоны оперативного штаба в Иркутске: (3952) 26-61-59, 26-61-60.