Ежегодно учреждения начального профессионального образования выпускают 5 – 6 тысяч специалистов по 68 профессиям. В них обучается 15,7 тысячи человек. По данным службы занятости населения, потребность экономики региона в рабочих кадрах составляет 8 – 9 тысяч человек в год. В последнее время училища и лицеи готовят в большинстве своем рабочих по востребованным специальностям, однако квалификация выпускников и качество их подготовки не всегда устраивают заводы. Да и откуда у ПУ автоматизированные обрабатывающие центры за 1 млн. долларов, которые уже работают на наших передовых предприятиях? И предприятия вынуждены самостоятельно готовить специалистов по нескольким десяткам профессий. Так, на ОАО «ЭЛДИН» ведется подготовка по 48 профессиям, хотя завод активно работает с училищами.
Администрация области в среду обсуждала концепцию развития системы профессиональных училищ и лицеев до 2010 года. В связи с демографическим кризисом и модернизацией пройдет их укрупнение. Сегодня в регионе работают 39 учреждений начального профобразования. До 2010 года их число сократится до 25, а сами они изменят формы и методы своей работы.
– Обновленные училища будут работать как многопрофильные и многоуровневые учреждения непрерывного профессионального образования, – сказала на заседании администрации области директор департамента образования Татьяна Степанова. – На базе ряда училищ и лицеев совместно с предприятиями создаем ресурсные центры по основным рабочим специальностям – сварщики, станочники, слесари – для дополнительной подготовки учащихся, повышения и подтверждения квалификации рабочих.
Дополнительную материальную поддержку получат училища в районах области. В тех городах и райцентрах, где сегодня отсутствует профессиональная подготовка, будут открыты филиалы учреждений начального профобразования. На базе школ совместно с училищами планируется открыть центры профессиональной подготовки учащихся по широкому перечню профессий. Администрация области гарантирует единые для всех обучающихся виды материальной помощи: бесплатное питание и социальную стипендию. Сегодня профучилища выполняют также и социальные задачи – социализация и обучение детей из малообеспеченных семей, которые составляют 87 процентов от всех учащихся. Это – также дорога во взрослую жизнь для многих детей-сирот.
На работодателей администрация области возлагает особую миссию. Помимо организации производственной практики они должны предоставлять училищам оборудование и специалистов, что позволило бы научить учащихся работе на современном высокотехнологичном оборудовании. Речь идет также о совместном финансировании и управлении профучилищами, выработке профессиональных стандартов по рабочим специальностям и оценке знаний учащихся.
Некоммерческое партнерство «Экономический совет» поддержало концепцию развития начального профессионального образования. Генеральный директор ОАО «ЭЛДИН» Турсун Ахунов призвал администрацию области не только активнее участвовать в подготовке рабочих кадров, но и сплотить предприятия по перекрестному обучению персонала. «На нашем предприятии мы могли бы готовить для всех заводов обмотчиков, на ЯМЗ – токарей. Это было бы гораздо дешевле и выгоднее», – считает Ахунов.
Концепция была поддержана и управлением Федеральной службы занятости населения по Ярославской области. А неожиданным критиком планов «Белого дома» стал лидер ярославских профсоюзов Владимир Савельев. По его словам, такой документ не может быть принят без согласования с профсоюзами, которые получили текст концепции только во вторник и не успели с ним познакомиться.
– Я считаю, что отношения власти, профессиональных училищ и предприятий должны быть четко оформлены правовыми актами, – заявил с трибуны Владимир Савельев. – Иначе все декларации останутся на бумаге, как это происходит с пунктами коллективных договоров.
– Но ведь это только концепция, – успокаивала оратора первый замгубернатора Ирина Скороходова. – На ее базе будет принята конкретная программа действий, где формы и порядок участия работодателей будут прописаны более детально.
В итоге администрация области приняла концепцию реформирования профучилищ и лицеев.