Число бедных детей в Америке растет шестой год подряд. Канадский социолог Лиза Строшейн из университета провинции Альберта проанализировала статистические данные по американской молодежи и пришла к выводу, что дети, родившиеся в бедных семьях, гораздо чаще демонстрируют признаки антиобщественного поведения. Например, они чаще «задирают» своих сверстников в школе, проявляют жестокость, организуют или участвуют в актах вандализма, а также прибегают к обману и лжи. Как только родители таких детей начинают зарабатывать больше денег, и финансовые обстоятельства семьи улучшаются, дети начинают вести себя в пределах нормы.
Это исследование выявило также, что дети из семей с низким достатком чаще страдают психическими расстройствами, вырастают в болезненных, малообразованных, неактивных и необщительных взрослых, что делает их малоспособными выдерживать риск и давление конкурентного капиталистического общества в будущем. Так, недавний государственный отчет министерства здравоохранения США о состоянии американских детей показал, что бедные дети чаще не имеют медицинской страховки, чаще болеют, пропускают больше школьных занятий и чаще страдают проблемами эмоционального и поведенческого рода, чем дети из семей со средним и высоким достатком.
Например, 10,2 процента детей из малоимущих семей болеют астмой (болезнью, достигшей масштабов эпидемии среди нового поколения США) по сравнению с 8,7 процентами детей из семей, где родители зарабатывают в два раза больше, и 6,9 процентами из семей, где доход в четыре раза больше. Признаки плохого поведения и отсутствие эмоционального контроля проявляют 13,1 процента «бедных» детей по сравнению с 9,3 процентами сверстников из семей с заработком в два раза больше и 5 процентами детей из семей с заработком в четыре раза больше. Дети из семей с низкими доходами остаются на второй год в школе в 22,2 процентах случаев, тогда как на детей из семей, где доходы в два раза больше, приходится 14,9 процента таких случаев. Дети из семей, где заработок в четыре раза больше, рискуют остаться на второй год только в 5,3 процентах случаев.
Малоимущие родители читают детям гораздо меньше, чем более благополучные папы и мамы – позднее и сами дети из семей с низким уровнем дохода меньше читают. «Бедные» дети также реже посещают кружки и спортивные секции и реже имеют хобби. Они проводят больше времени без присмотра взрослых и очень редко работают для благотворительных организаций на добровольных началах, несмотря на то, что такое волонтерство – общепринятый тип активности для большинства американских детей.
Ныне в США насчитывается около 73 млн. детей. Из них 13,5 миллионов живут в бедных семьях. По официальным стандартам, бедность или низкий достаток определяется суммой заработка родителей в сравнении с федеральной чертой бедности. В 2006 году черта бедности для семьи из четырех человек установлена в 20 тыс. долларов, из трех человек – 16,6, из двух – 13,2 тыс. долларов. Социологические исследования последних лет показывают, однако, что официальная черта бедности занижена и не соответствует реальным затратам американских семей. Так, например, Национальный центр бедных детей указывает, что официальные цифры низкого дохода, ежегодно устанавливаемые министерством здравоохранения, нужно повысить, по крайней мере в два раза, чтобы семья могла самостоятельно оплачивать все свои счета и содержать детей. По данным центра, 40 процентов детей – 29,2 миллионов – живут в семьях с низким доходом. Причем, в некоторых географических районах стоимость жизни гораздо выше усредненных государственных показателей. Например, на удовлетворение основных потребностей семье с четырьмя членами в Бостоне требуется, по меньшей мере, 49 тыс. долларов в год, такой же семье в Чикаго нужно 38, а в Атланте – 36 тыс. долларов.
До 2000 года число бедных детей уменьшалось с каждым годом, но в 2000 году в Америке наметилась отчетливая тенденция распространения бедности, и сейчас число бедных детей растет.