Сегодня о домах призрения, как называли эти учреждения наши предки, говорят и пишут столько страшных вещей, что можно только посочувствовать тем малышам, которые волею судьбы попадают в казенные стены. Но, побывав в ГавриловЯме, в домеинтернате для умственно отсталых детей, многие в корне меняют свое мнение о подобных учреждениях. Здесь всех гостей встречают понастоящему счастливые дети. Об этом говорят и улыбки на их лицах, и радостный смех, и то, как свободно они общаются с гостями, заглянувшими к ним на огонек. И хотя каждого из этих двух сотен мальчишек и девчонок страшные неизлечимые болезни вполне могли лишить детства, здесь стараются сделать все, чтобы этого не произошло. Более того, воспитанники детского дома, как это ни парадоксально прозвучит, стали неотъемлемой частью культурной жизни ГавриловЯма, оказались не последними в спорте, а уход за обездоленными ребятишками заставил некоторых наших земляков пересмотреть свои жизненные ценности.
Палаты для тяжелобольных малышей здесь больше напоминают группы детского сада – чистые, светлые, с множеством ярких и забавных игрушек. Такие дети долго не живут, но и в отпущенные им годы работники интерната стараются всячески облегчить их участь. Зато с теми ребятами, чей мозг не столь сильно поразила болезнь, стараются много заниматься и по возможности разнообразить досуг. Очень часто воспитанники делают удивительные успехи, например, в спорте. Среди обитателей домаинтерната уже немало призеров и победителей детских Параолимпийских игр. Занятия спортом помогают и ребятишкам, больным церебральным параличом, конечности которых не могут выполнять возложенные на них природой функции. Пока в просторных коридорах стоят на приколе в ожидании своих владельцев инвалидные коляски, мальчики и девочки с увлечением осваивают физкультурные упражнения. Хотя подобные занятия требуют от них огромных усилий, они с недетским упорством делают все, чтобы их руки и ноги стали хоть чутьчуть более подвижными. И нередко добиваются потрясающих успехов.
Уже второй год подряд воспитанники интерната осваивают и школьную науку. Чего это им стоит, знают лишь сами ребята и их наставница Н. В. Яричева. Но тем не менее необычные ученики уже выводят в тетрадках первые палочки и крючочки, причем почерку мальчишек и девчонок, руки которых вообще с трудом удерживают карандаш, наверняка позавидовали бы даже отличники в обычных школах. А научившись складывать буквы, ребята уже не выпускают из рук книжки, которые открывают им огромный неизведанный мир. А как они читают стихи! Можно заслушаться.
Конечно, у необычных ребятишек и досуг не совсем обычный, вернее, его бывает намного больше, чем у их сверстников. И если многих ребят увлекает складывание паззлов, то вот Паша Крыцков обнаружил в себе совершенно уникальный талант – он любит вышивать крестиком. Причем свои рисунки мальчик, не различающий цветов и не умеющий считать, абсолютно безошибочно переносит с книжных схем на полотно. А еще в интернате есть свое кафе, где ребята не только просто пьют по вечерам чай или отмечают праздники, но и учатся простейшим бытовым навыкам, осваивают азы кулинарии. Блины собственного приготовления – частые гости на общем столе, на котором и салфетки, и прихватки, и очаровательная курица для заварочного чайника сделаны руками самих детей. Надежда Николаевна считает, что с ее воспитанниками даже в ресторане показаться не стыдно. А то, что им здесь действительно нравится, лишний раз подтверждают сияющие счастьем глаза. Да и призовые места в самых разных фестивалях и конкурсах тоже дорогого стоят.
И не случайно, наверное, здешние мальчишки и девчонки называют Надежду Денисову мамой, потому что многие из них вообще не помнят своих родителей.
Детская бескорыстная любовь дает и самой Надежде Николаевне такой мощный заряд энергии, что горы можно сдвинуть. И она действительно это делает, ГавриловЯмский доминтернат уже давно входит в число лучших по России. А усилия Денисовой, сумевшей сделать так, что счастливое детство вновь возвратилось к больным и обездоленным детям, оценило и государство, наградив Надежду Николаевну медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Ну а сама она от души радуется тому, что ее подопечные вновь смотрят на мир широко распахнутыми глазами, в которых уже не стоят слезы горя и боли, и даже пишет по этому поводу стихи. Ими я и завершаю рассказ о необычном доме, делающем своих маленьких обитателей понастоящему счастливыми. Несмотря ни на что.
Я в детские смотрю глаза –
в них столько света, столько ласки.
Не замутила их слеза,
они живут и верят в сказки.
Ты появляешься на свет,
чтоб жить, любить и наслаждаться,
На свой вопрос найти ответ
и маме утром улыбаться.
Но жизнь сурова и трудна,
не только розы нам приносит,
В какой же миг смогла она
комочек этот нежный бросить?
Чужие руки, не ее,
тугие ножки пеленали,
И пела няня про свое,
когда глаза твои не спали.
Людей чужая доброта тебе
по жизни помогает,
Надежда, вера и любовь
от зла и горя охраняет.
Я в детские смотрю глаза –
в них и надежда, и участье,
Пусть не туманит их слеза.
Им нужно лишь немного счастья.