Сергея Степанова здесь знает каждый. Женщина, у которой я спросила, как мне его разыскать, указав на двухэтажный кирпичный дом, сказала: «Вот тут наш султан живет!» Султаном сорокапятилетнего Сергея прозвали вполне заслуженно: он счастливый обладатель сразу трех женщин. Вот уже много лет в его семье душа в душу живут две Светланы – старшая и средняя и младшая Елена.
На дверях Степановых оказался замок. «Жены на дойке, скоро придут, а Сергей с детьми, наверное, на Волге – купаются». В ожидании хозяев соседка рассказывает мне, что в деревне уже привыкли к необычному семейству, хотя молодежь иногда дразнит Серегиных жен «гаремом». Но они тоже за словом в карман не полезут, ответят обидчикам: «А вам что, завидно? Себе тоже заведите!» Другие подробности из жизни многоженца мне услышать не удалось – по тропинке к дому поднимались дети. Сзади шел Сергей с белокурой девушкой. Как выяснилось, это самая молодая хозяйка – двадцатидвухлетняя Елена.
«Только не пишите, что я жена! – возмущенно требует Елена, узнав, что я журналистка. – Не жена я ему никакая! Просто живу с ними!» «Да ладно, чего скрыватьто, – ласково притягивает к себе девушку Сергей. – Был грехто!» «Ах ты болтун!» – нападает на Сергея Елена, шутливо замахиваясь на него.
Конфликт сгладила пришедшая с фермы Светлана – старшая жена. Cо средней Cветланой мне познакомиться не удалось – в тот день она уехала в Иваново за покупками для детей.
Степановы приглашают меня в дом, мы мирно рассаживаемся вокруг стола. «Светлана Ивановна Степанова, законная жена», – представляется Светланастаршая.
Она похозяйски разливает чай и рассказывает незатейливую историю своей жизни: как двадцать лет назад в их колхоз приехал городской парень на летние работы, как долго она отвергала ухаживания и лишь после того, как он, променяв городскую жизнь на деревенскую, приехал в ее родное Захарово и поселился в новеньком домике неподалеку, сдалась – пошла с Сергеем под венец.
Шли годы, а детей у Степановых не было. Светлана горевала, а Сергей тем временем стал обхаживать соседскую девчонку семнадцатилетнюю Светланку. А однажды пришел с ней домой и сказал жене: «Это Светланка, моя новая жена. Она будет жить с нами».
Светланастаршая глянула на большой живот соперницы, подумала и... согласилась. «В конце концов муж имеет право завести детей, а раз меня не бросает, значит, любит», – рассудила женщина.
Когда принесли из роддома девочку Галинку, Светланастаршая прямо с порога взяла на руки приемную дочку, отнесла в свою комнату и с ней практически не расставалась. Приносила только матери на кормление и снова к себе. Так она и живет до сих пор в одной комнате с детьми – Галей и младшим сыном, названным в честь отца Сергеем. Для них она тоже мать – крестная. В детстве маленькая Галя прозвала ее Манякой, что значит мама и няня. Так и зовут Светланустаршую все в доме.
После рождения второго ребенка Степановы уехали подальше от пересудов в соседнюю Костромскую область. А через некоторое время в семье Светланымладшей произошла трагедия – были убиты ее родители, и Света пригласила к себе сестру – восемнадцатилетнюю Елену. Сергей не возражал – где две жены, там и для третьей место найдется, тем более что работы в доме полно: у Степановых обширное хозяйство – корова, две телки, куры, поросята.
Обязанности в доме строго распределены: Елена занимается скотиной и доит корову, Светланастаршая воспитывает детей и стирает белье, средняя поддерживает порядок в доме и ублажает мужа – ее спальное место в комнате Сергея. А он не скрывает своих пристрастий. «Таю я перед Светланкой и ничего с этим поделать не могу, – признается он. – И она этим пользуется и всеми нами командует. Когда Светка отлучается куданибудь, мы немножко расслабляемся. А при ней все по струнке ходим».
Светланасредняя – особая гордость Сергея. Она и в районе на хорошем счету – лучшая доярка в колхозе. Сергей достает многочисленные грамоты, выданные Светлане Веселовой руководством колхоза и района за ударную работу, и с гордостью показывает мне – вот какая у него замечательная жена!
Хотя и других своих женщин Сергей старается не обделять вниманием – и в этом, как он полагает, залог их мирного существования. Только он почувствует, что ктото из его «девушек» выходит из себя, тут же спешит к ней – приласкать, успокоить.
Помимо чисто мужских обязанностей он еще исполняет роль шефповара. «Могу приготовить любое блюдо, – хвастается Сергей, – хоть плов, хоть борщ, хоть шашлыки. Так что женщины у меня к плите даже не подходят!»
Самого Сергея наличие сразу трех женщин в доме нисколько не смущает: «По натуре я сладострастник, – признается он, – силой мужской Бог не обидел, да и есть в кого. Сам я родом из Сибири, из Иркутской области. Дед мой Степан прожил 118 лет, тридцать детей нажил с пятью женами, так что три жены – это совсем не рекорд».
Сергей рассказал, что после рождения дочери он хотел зарегистрировать свой брак со второй Светланой и даже председатель колхоза, где обе Светланы трудятся доярками, пытался оказать ему в этом содействие, но в загсе потребовали развода со Светланойпервой. «Не мог я на это пойти, ведь мы с ней столько лет прожили без ссор и обид, а особенно я благодарен ей за то, что поняла она меня и Светланку в дом приняла, – объясняет Сергей. – Так что пришлось второй Светлане жить со мной без росписи».
«Только не пишите, что тут у меня гарем, – предупреждает Сергей и объясняет свою позицию: – В гареме женщины бесправны, а у нас демократия. Скорее можно назвать нас шведской семьей...»
Правда, полигамные взгляды Степанова не одобряет местный священник. А дом Степанова стоит прямо у церковной ограды, так что многоженцу волейневолей приходится частенько сталкиваться с батюшкой. «Говорит, что я должен сократить своих женщин,– объясняет Сергей. – Но как я могу это сделать? – И, помолчав немного, начинает философствовать: – Любовь – это такая сложная штука, не понять ее. Я каждую свою женщину люблю посвоему и ни за что не отпущу от себя. Каждая из них разная, а вместе они дополняют друг друга, и создается гармоничная семья».
Между тем пример Степанова оказался заразительным: не так давно в деревне образовалась еще одна полигамная семья – тракторист Анатолий Анамнов взял себе вторую жену по причине бездетности первой и живет с обеими под одной крышей. Теперь обе женщины вместе воспитывают родившуюся у второй жены дочку Лену.
Такая вот удивительная тенденция образуется в костромской деревне Здемирово.