– Сосед, дядя Вася, работал водителем грузового автомобиля ГАЗ51, – вспоминает Владимир Семенович. – Посадит меня на колени, велит за баранку покрепче держаться, и мы отправляемся в рейс. И пусть мои ноги еще не доставали до педалей, но зато настоящее рулевое колесо в руках, гудение мотора, запах бензина завораживали мальчишескую душу.
Лет в двенадцать Володя Федорченко впервые повел (конечно, под строгим присмотром) машину самостоятельно. Закончив десятилетку в сельской школе, он отправился в Кривой Рог, где поступил в техникум автомобильного транспорта. После техникума и сержантской школы Федорченко попал в автомобильную часть в Саратовской области.
Неизвестно, где бы после армии оказался Владимир, если бы не Валентина, будущая его жена. Познакомился он с ней еще школьником на Черниговщине, куда Валя приезжала с родителями из родного Ярославля на летние каникулы. Приглянулись друг другу, стали переписываться.
Словом, еще находясь в армии, заместитель командира взвода, старшина Владимир Федорченко однозначно нацелился на Ярославль. Сюда он приехал в отпуск незадолго до окончания службы, навестил Валентину и... начальника областной ГАИ Алексея Васильева.
– Алексей Сергеевич одобрил мое стремление служить в Госавтоинспекции, и вскоре в часть пришел на мое имя вызов.
В автомобильном техникуме у нас был преподаватель, который раньше работал в ГАИ. Виктор Григорьевич Шульга обучал нас правилам дорожного движения и технике безопасности. Он был настоящим энтузиастом. Создал оперотряд из учащихся техникума. Лично я два года в нем состоял. У нас были соответствующие удостоверения – все как положено. Вместе со штатными работниками Криворожской госавтоинспекции несли дорожнопатрульную службу. Нам, молодым, льстило, что заняты важным делом. Здесь и большая ответственность, и романтика: ведь были и ночные дежурства, погони, задержания...
С теплотой вспоминает Владимир Семенович о своих наставниках Александре Каретине, Вячеславе Андрощуке, Федоре Куличкове, Викторе Манькове, которые терпеливо приобщали совсем еще молодого парня к специфической работе инспектора.
– В семидесятые годы на дорогах, конечно же, поспокойнее было, по Московскому проспекту публика пешком прогуливалась, автомобилей было на порядок меньше, – говорит Федорченко. – Раньше на спецпосту в небольшой будочке дежурили по два, а то и по одному человеку. А сейчас дежурные группы усилены, без оружия на посты инспектора не заступают. На том же Московском проспекте если один цикл на перекрестке переждать, то мгновенно возникает чуть ли не километровая пробка. Ну что ж, жизнь меняется, другими становятся и условия работы.
На «вольном воздухе», если так можно выразиться, Федорченко поработал не так уж долго. В 1974 году при областной ГАИ было создано регистрационноэкзаменационное подразделение, где Федорченко начинал инспектором, поработал заместителем начальника, а затем возглавил эту важную структуру в системе областной ГАИ.
В послужном списке Владимира Семеновича есть и такая должность: начальник отдела автотехнической инспекции регистрационноэкзаменационной работы УГИБДД. Конечно, если особо глубоко не вникать, то может сложиться впечатление, что в перекладывании со стола на стол ворохов всевозможных бумаг и состоит суть основных обязанностей управленцев ГИБДД.
С этим Федорченко категорически не согласен. Почти за каждой бумажкой для него всегда стоял живой человек. И пока он работал на тех или иных должностях, всегда старался так строить взаимоотношения и с подчиненными, и с многочисленными посетителями, чтобы они были именно человеческими, «чтобы на наших лицах не было и следа равнодушия и казенщины».
Както собралась группа ветеранов войны. Чтобы получить от государства машины, им нужно было сначала сдать на права. Некоторые из фронтовиков, ходившие против танков с гранатой, в милицейском кабинете впадали в ступор.
Федорченко всех успокоил: дескать, мужики, вы же все прекрасно готовы, а если чтото неясно, поднимите руки, мы подойдем, объясним... В итоге ветераны быстро успокоились. И почти все с первого раза сдали экзамен.
За десятилетия службы в милиции всякое бывало. Сохранились в памяти и курьезные случаи. Одно время в России много строили братья и сестры из Болгарии. Пришла както сдавать экзамены одна болгарка. Теорию прекрасно сдала, а вот вождение ну никак ей не давалось.
– Едем с ней в машине. Девушка – за рулем, я в качестве пассажира и инструктора, – освежает в памяти Федорченко случай из далеких семидесятых. – Вдруг впереди – кобыла, тянувшая за собой бочку с чемто. Водитель кобылы грамотно прижал животину к бордюру, давая понять, что готов пропустить автомобиль. А женщина за рулем все не решается обогнать гужевой транспорт. Вцепилась в баранку, потянула ее на себя, словно вожжи, и закричала чтото вроде «тпррууу».
Однажды с третьего или четвертого захода сдал экзамены на водительское удостоверение не кто иной, как... цыганский барон. В тесноватое помещение, которое располагалось в здании на углу улиц Некрасовской и Республиканской, набежало возбужденного народу целый табор, чтобы поздравить единственного в городе соплеменника, получившего важный документ на машину. Барон, возвышаясь над толпой, был горд и словоохотлив:
– Я выдержал экзамен, так как самый грамотный из всех наших – у меня четыре класса образования.
Много сил и времени отнимала всегда работа, поэтому не приобщился Федорченко ни к охоте, ни к рыбалке. Любит покопаться на грядках на собственной даче, куда добирается на верной своей «семерке». Да и вообще по натуре Владимир Семенович домосед. Порой нахлынут воспоминания, достанет он заветный футляр, извлечет оттуда гармошку, нажмет на клавиши. А гармошка та не просто нехитрый инструмент музыкальный, а самая настоящая реликвия. Или «талисман», с которым Федорченко не расстается уже много лет.
– Тот самый сосед наш Василий Смык, обучавший меня, ребенка, вождению, в 1961 году подарил мне эту гармошку. Сейчас на ней уже пробует играть мой восьмилетний внук Рома. Я ему рассказал, каким был «дедушка Вася», трагически погибший в 1965 году, спасая человека...