Нынче у крестного хода небольшой юбилей: пять лет назад возобновлен он в епархии. А начало ему было положено в 1761 году: именно тогда по просьбе романовских жителей (ныне – левобережный Тутаев) из Ярославля стали носить к ним чудотворную икону Казанской Божией Матери.
Когда-то романовский житель по имени Герасим приобрел ее в Казани и привез землякам в надежде, что выстроят здесь для нее монастырь. Но нерадение в вере и равнодушие помешали людям сделать это.
А в начале XVII века грянула на Руси беда: волны вражеских набегов хлынули на страну. Прошли они и по ярославским землям. Чудотворная икона покинула Романов и оказалась в Ярославле в самое трудное для города время, когда его осаждали польско-литовские захватчики. У иконы денно и нощно молились о спасении ярославцев монахи Спасо-Преображенского монастыря, одним из которых был принявший иночество Герасим. После снятия осады Ярославля и освобождения России от поляков построили ярославцы в честь Казанской иконы монастырь. Тут и вспомнили романовцы о том, что первоначально чудотворный образ пребывал у них, стали просить вернуть его. Но ярославцы расставаться с иконой не пожелали, а разрешили спор крестным ходом, на который стал стекаться народ со всей губернии.
В годы советской власти ни о каких крестных ходах, понятно, и речи не было. Но оказалось, что в народе о них не забыли. И возобновленный Казанский крестный ход быстро нашел своих почитателей. Даже тридцатиградусная жара, которая, как правило, выпадает на две его недели, не останавливает паломников, среди которых немало женщин и детей.