Из эллинга с туго натянутой прозрачной пленкой вместо крыши тянет свежестроганой смолистой доской. У потомков первых корабелов свой ответ основателю отечественного флота, коему Неро из-за мелководья не понравилось для спуска на воду потешной флотилии. Вот они перед нами – высоченные корпуса двух древних лодий, построенных по чертежам из архивов – столичных, новгородских и ростовских, по местным литературным источникам – описаниям трудовых буден ростовской флотилии краеведами-старинарями, страницам исторических романов Валерия Замыслова.
Вот она перед нами – царская лодия «Княжич Василько». По одной из легенд, семь веков назад на подобном плавсредстве отправился княжич в гости к предводителю ростовской дружины Александру Поповичу. Там Василько получил в подарок боевой меч с пожеланием, чтобы он так же ловко управлял княжеством, как сейчас ладьей.
Первенству частной верфи поначалу не повезло. Ладья наполовину выгорела от пожара после того, как подростки «отпраздновали» на ее борту Новый год – не нашли ничего лучшего, как зажечь на носу костер. Год назад главный корабельный мастер, военный пенсионер Павел Челкак, сцепя зубы, отстроил ее сызнова. Недаром носовой оберег «Княжича» – лошадь – издревле символизирует у мореходов благородство.
Год назад Герой России космонавт Валерий Токарев вбил медный гвоздь в обшивку этого судна, возрожденного не иначе как под покровительством не только некоммерческого партнерства «Наследие Ростова Великого», покорителя космоса Токарева, но и высших сил. Судовая икона святого Николая уцелела, и ее отвезли на реставрацию в Москву. За восемь месяцев Павел Челкак с двумя помощниками почти закончил и второе судно – боевую русскую лодию «Тур» с оберегом – головой быка на форштевне. Такой корабль способен показывать чудеса маневренности, как в древности, – двигаться вперед и, без разворота, назад. Мелкая осадка «Тура» – около метра – и плоское дно позволяют ладье ходить по илистому мелководью. А доска и переборки из смолистой сосны, распаренной в специальной печи, ни при какой погоде не гниют.
О перспективах дерзкого начинания главный корабел (он на нашем снимке) говорит с улыбкой:
– Начало есть, конца не видно, но это не повод для уныния. Корпуса обеих лодий готовы, осталось закончить обшивку «Тура» и съездить в Москву за импортным движком – как и вся оснастка, он закуплен на деньги московского мецената, чье имя Челкак предпочитает пока не называть. А вот дата пуска потешной флотилии-2006 на воду Павлу Викторовичу Челкаку известна с точностью до одного дня: августовский праздник города, приуроченный к первому упоминанию Ростова Великого в летописях (было сие 1144 года назад!).
Для самого корабела-самоучки, по его словам, это будет воплощение мальчишеской мечты – построить корабль такой же, как у викингов или новгородских лихих мореходов-ушкуйников, героев книг, которыми он в отрочестве зачитывался.
У ростовских корабелов свои счеты с историей. Собираются всерьез поспорить, и не на словах, а на деле, с Петром Великим. Государь мало того, что забраковал озеро Неро для верфи, а еще и назвал его в сердцах «лужей». В день повторного спуска на воду «Княжича Василько» и дебюта «Тура» с тремя вариантами хода – на веслах, под парусами и с мотором – откроет первый сезон и верфь «Ростовская ладья».