Талант резчика Олег Николаевич обнаружил в себе, как это часто и бывает, случайно. Просто надо было на что-то убить время долгими зимними вечерами, которые в деревне кажутся еще длиннее. А поскольку рисовальщиком выпускник Ярославского политеха Чистяков всегда был неплохим, то и решил воплотить собственные карандашные наброски в дереве. Причем замахнулся сразу на храм Христа Спасителя.
Провозился месяца три, как раз почти всю зиму, но результат превзошел ожидания даже самого автора. Знаменитый собор получился совсем как настоящий, только меньше раз в сто да цвета вовсе не белого, а теплого, тягуче-медового, каким и бывает цвет дерева.
– Может быть, мой «первый блин» получился не комом еще и потому, – признается Чистяков, – что именно в него я вложил все умения и навыки, полученные сначала в строительном техникуме, а потом в институте, на факультете промышленного и гражданского строительства. Ведь создать действительно что-то стоящее в селе Плещееве, куда попал по распределению, мне уже не пришлось.
И правда, карьера деревенского зодчего завершилась, почти не начавшись, но свое призвание Олег Николаевич в конце концов все же нашел – в учительстве. А еще – в создании деревянных шедевров, в которых и воплощал в жизнь свои архитектурные замыслы. Ну и, конечно, приобщал на уроках труда к собственному увлечению сельских ребятишек. Среди них тоже нашлось несколько очень талантливых. Взять хотя бы третьеклассника Ваню, у которого хватило умения, а главное – усидчивости сделать сторожевую башню древних русичей, которую нужно было собрать из отдельных бревнышек (а те в свою очередь выточить на станке). И хотя тот мальчишка уже давно стал взрослым, его деревянный шедевр до сих пор жив и здоров и уже служит примером мастерства для нынешних школяров.
Сейчас школьная мастерская опустела – каникулы. Но Олег Николаевич по-прежнему каждый день приходит сюда и почти каждый день работает. То у станка – создает детали будущих подсвечников или разделочных досок, а то берет в руки острейший резец, и тогда на обыкновенном куске дерева оживают причудливые узоры: вьется гибкая виноградная лоза, расправляет мощные крылья орел, распускаются сказочные цветы. А в последнее время Чистяков увлекся созданием действующих моделей. И совсем недавно среди них появился один из самых первых в мире «фордов», который, правда, больше напоминал собой карету, чем автомобиль. Но, несмотря на не совсем привычный вид, деревянный «дедушка» современных машин тоже мог бы отправиться в небольшой автопробег, ведь даже колеса у него вращаются.
За полтора десятка лет творчества в мастерской мастера накопилось около сотни поделок, а в шкафу – почти столько же книг и журналов, по которым осваивают ремесло его ученики. Кстати, многое в интерьерах местной школы – плод совместного труда Чистякова и его юных подопечных. Ну и, конечно, собственный дом тоже давно превратился в своеобразный музей, где даже светильники сделаны из дерева.