– Владыко, чувствуете ли вы помощь своего небесного заступника в ваших делах, в жизни?
– Наверное, каждый из нас, ощущающий себя христианином, не может не чувствовать покровительства Божьего в тех или иных обстоятельствах. Это может выражаться по-разному. Ведь каждому человеку при крещении Господь дает Ангела-хранителя, который и сопровождает его по жизни. Сопровождает настолько, насколько сам человек это позволяет, насколько хочет. А имена, которые даются при крещении в честь святых, еще и ко многому обязывают человека.
Я бесконечно благодарен ныне здравствующему архиепископу Тульскому и Белевскому Алексию, который совершал мой постриг в монашество и нарек меня Кириллом в честь преподобного Кирилла Белоезерского – он был удивительный человек. В шестьдесят лет оставил Москву, монастырь, где служил, и ушел в глухие места, на север, на Белое озеро, чтобы основать новую, ныне всем известную обитель. Я был там в первый год ношения его имени. Паломничеством это не назовешь, монастырь тогда был музеем, и кто бы мог подумать, что все так изменится. Преподобный Кирилл провел в этой обители тридцать лет, и весь главный подвиг его жизни пришелся на годы, по нашим меркам, старческие. Для меня этот факт – как вразумление в том, что в любое время Бог может позволить человеку изменить свою жизнь, изменить так, как никто из нас и предположить не может.
У Бога на самом деле всего много, но Он может что-то сделать, если только мы сами твердо уповаем на Него, на Его помощь, Его заступление. Поэтому мы и должны благодарить Господа за то, что дал Он нам при крещении Ангела-хранителя, должны молиться тем святым, имена которых носим по благословению родителей своих или, как монашествующие, наставников.
– Это важно, что вы сказали, потому что многие родители, выбирая имя для ребенка, зачастую ориентируются лишь на красивость, популярность, моду.
– Раньше был обычай: день Ангела и день рождения у человека практически совпадали. Ребенок родился, и никто не задумывался над тем, какое имя ему дать. Родился в день святителя Николая – называли Николаем. Потому разные были имена, красивые: Прохор, Феодор, Трифон... А сегодня ограничиваем этот круг десятком имен мужских и женских, причем в одно время пользуемся одним набором, в другое – другим. Мода. Была в России традиция называть детей в честь бабушек и дедушек, сохраняя тем самым преемственность поколений.
– Но некоторые родители из суеверия как раз и боятся давать детям имена умерших предков.
– Это в самом деле суеверие. В монастырях, напротив, существует традиция давать новому пострижнику имя кого-то из ушедших перед этим в мир иной монахов.
– Раньше было и так: новорожденного приносили в церковь, и батюшка нарекал ему имя. Сейчас такое случается?
– Крайне редко.
– Владыко, а нынче много детей крестят? Много ли взрослых принимают Православие?
– Цифры, конечно, есть. Но я бы обратил внимание на другое: сейчас много, к сожалению, отпевают. Россия вымирает, нация исчезает с лица земли, и наконец-то об этом серьезно заговорило руководство страны. Вот в Ярославской губернии, в Мышкинском уезде например, было до революции 120 тысяч населения. Сейчас в Мышкинском районе, мне говорил об этом глава местной администрации, проживает одиннадцать тысяч, из них шесть тысяч в самом городе и пять в округе... Даже при том, что уезд территориально был несколько больше, разница в населении все равно неимоверная! Вот где беда. А крестить... Приходят и взрослые, и детей приносят. Самого раннего ребенка я крестил, когда ему было только 8 дней, а самого старшего человека – 73-летнюю бабушку...
Проблем с крещением у Церкви нет. Но они возникают, когда человек умирает, родственники стараются его отпеть, и тут выясняется, что он и крещен-то не был...
– Иногда родители, даже если сами крещеные, не стремятся крестить детей, мотивируя тем, что вырастет, мол, сам решит, делать это или нет...
– Тогда давайте говорить, что и учить младенца не стоит. Вырастет – сам научится и читать, и писать. Я бы так ответил на это: чем раньше родители, бабушки, дедушки дадут направление человеку по жизни, тем легче будет и им самим. Ведь недаром же считается, что характер ребенка формируется до семи лет, вот и помогите вашему чаду. Чем раньше младенец получит Богом установленные законы, тем лучше будет и для него самого, и для родителей. Ведь, к сожалению, сначала он начинает узнавать грех, разврат и только потом то, что есть в жизни и иное – светлое, возвышенное.
– Вы затронули проблемы воспитания, образования. Похоже, что система христианских, православных ценностей сейчас востребована в нашем обществе. В Ярославской области благодаря усилиям епархии созданы и действуют не только воскресные приходские школы, но и православные общеобразовательные гимназии. Насколько тесно сотрудничество с департаментом образования?
– Я не скажу, что у нас плохие взаимоотношения, но и образцом их назвать нельзя. Вот в Курской, Белгородской, Калужской областях и даже у наших соседей – костромичей все выстраивается несколько иначе. Там многие вопросы православного просвещения подрастающего поколения давно решены. Мы говорим о том, что человек должен быть религиозно образован, разбираться в вопросах веры. В школе независимо от склонностей ребенка ему дают знания и по гуманитарным, и по точным, и по естественным наукам. Так почему же не просветить его и в религиозном отношении? Когда я прибыл в Ярославскую епархию, пятьсот родителей обратились ко мне с просьбой об открытии православной школы. Мы это сделали. Но ведь проблемато не решена. Востребованность и у родителей, и у детей осталась.
– Владыко, еще вопрос, связанный с миссией Церкви. Сегодня она берет на себя многие заботы о человеке, которые по сутито должно нести государство: содержит приюты для престарелых, окормляет сирот, поддерживает людей без определенного места жительства, заключенных, больных. Речь идет о социальном служении Церкви. Как обстоят в этом плане дела в Ярославской епархии?
– Сегодня Церковь действительно идет туда, где трудно, где беда. Но нельзя ожидать от Церкви, еще недавно буквально распластанной, какихто действий, которыми бы она подменяла государство. Другое дело, что мы обращаем внимание на социально значимые проблемы, с которыми сталкивается человек, стараемся помочь ему. Социальная работа в епархии ведется настолько, насколько мы можем себе это позволить. У нас есть дом престарелых под Рыбинском, его построил и окормляет один из священников – отец Василий Денисов. Есть прекрасный центр социальной защиты в Переславле, им занимается отец Алексей Василенко. Есть люди – священники и просто миряне, которые взяли на воспитание детейсирот. Что можем, мы делаем, и все вместе, и в отдельности. У нас, к сожалению, нет пока опыта работы с теми, кто пострадал от деструктивных сект, от наркомании, но жизнь идет, и мы будем такого опыта набираться. Но, с другой стороны, мы помним слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» – и понимаем, что наших усилий всегда будет недостаточно...
– За те годы, что вы пребываете в Ярославской епархии, многое здесь изменилось. На ваш взгляд, чего вам удалось достичь?
– Мне удалось привыкнуть к Ярославской земле.
– Владыко, нельзя не затронуть в этом нашем разговоре вопрос о 1015летии епархии. Торжество немаленькое. Как и когда предполагается отметить его?
– Мы ориентируемся на 2 – 4 октября, это будут дни памяти ярославских чудотворцев, благоверных князей Феодора, Давида и Константина, святителя Димитрия Ростовского. Главным событием должна стать закладка Успенского собора. Хотелось бы, чтобы праздник этот был прежде всего для тех, кто имеет самое непосредственное отношение к епархии. Думаем, что в оставшееся время успеем достойно подготовиться. Вспомнить, почувствовать глубинную высокую культуру наших предков, святость, которая исходила от ярославских святых. Русский человек с широкой душой, приняв христианство, его вероучительные истины, с любовью понес их по жизни. Но вот любвито нам сейчас и не хватает. Любви к человеку, к делу, труду. Посмотрите, как жили наши предки, какую красоту они оставили на века – будь то дом, церковь, икона, да любую самую незначительную вещь возьмите, сработанную лет сто назад... Какое же отличие от современной, сделанной абы как. Работаем наскоро, живем тоже постоянно в какихто страхах, ожиданиях. Мы уже не можем с кемто не воевать, не ожидать какойто катастрофы. А Господь дал нам Жизнь, Христос – это и есть Жизнь, и надо любить ее как дар Божий. Хотелось бы, чтобы люди поняли это, почувствовали присутствие Божие даже через разруху, которая нам досталась. И радовались тому, что могут дышать этим воздухом, ходить по этой святой земле, потому что РостовоЯрославская земля – это понастоящему земля русской святости. Призываю всех к этому и желаю помощи Божией в эти дни настоящей жизни.