Тот сосняк, где автору этих строк довелось заглянуть в свежие раскопы неизвестных кладоискателей, человеку со стороны найти не так-то просто. Пришлось-таки поколесить по еле заметным тропкам среди колодцев и траншей полувысохших и теперь, видимо, брошенных полей биофильтрации очистных сооружений поселка Семибратово.
Песчаная гора – место в долине реки Устье, старожилами округи почитаемое. Дети здесь сызмальства знают, что «на горе жил святой». По преданию, в 1071 году или пятью годами позже во время восстания волхвов на горе возле своего терема был убит язычниками один из первых на Руси христианских проповедников святитель Леонтий.
Его имя – в просторечии Левонтий – и само трагическое событие, по одной из версий, сохранились в названии близлежащей деревни Левково. Житие о нем написал знаменитый Дмитрий Ростовский. В средние века святого Леонтия почитали на равных с Сергием Радонежским. В его честь были заложены каменный Успенский собор в Ростове Великом (где нынче покоятся под спудом мощи святого), храмы в Москве, Новгороде, Угличе, Костроме, церковь на старинном Леонтьевском кладбище в Ярославле.
Между тем ни на каких картах, в том числе и на недавно изданной археологической карте области, Песчаная гора не обозначена. Кладоискателей, как видим, сие вполне устраивает. У них свои цели, источники информации, карты и схемы. У этой пестрой по возрасту и роду основных занятий компании расчет простой – продать находки из-под полы.
Деньги там крутятся большие, игра стоит свеч, и оснащены джентльмены удачи не хуже, а чаще всего гораздо лучше академиков – например, металлоискателями с компьютерной настройкой на определенные сплавы.
Есть у «черных археологов» и свой сайт в Интернете – «Остров сокровищ» – с кратким курсом молодого кладоискателя и подробным инструктажем по всем видам добычи.
Мы обсудили проблему с известным археологом, директором музея-заповедника «Ростовский кремль» Андреем Леонтьевым, а заодно и в департаменте культуры и туризма. Прискорбные признаки присутствия незваных гостей в последние годы отмечены на старых академических раскопах в Некоузском, Мышкинском, Рыбинском районах. Таких ценных для науки мест в нашей области, по одним данным, около полутысячи, по другим – на полторы сотни меньше.
Всем им принятый недавно долгожданный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» придает статус общенационального достояния с жесткими ограничениями на хозяйственную деятельность и строительство. За раскопки без открытого листа, заверенного в комитете охраны памятников, в данном случае департамента культуры и туризма Ярославской области, с правонарушителя взыскивается сумма возмещения ущерба народному достоянию, равная стоимости его восстановления.
С первым заместителем директора департамента Юрием Аврутовым мы вчерне прикинули, во что обойдется незаконный промысел вольному старателю, если его удастся прищучить. Цифра получается никак не меньше чем с шестью нулями.
Однако до закона высоко, а до паспортных данных памятников, где указаны и их границы, – далеко. Сами же памятники археологии вот они, у нас под ногами, уже освоенные наукой или пока что не исследованные, как урочище Песчаная гора в Ростовском районе. Закон предписывает властям повседневный надзор за ними и конкретно установку охранных указателей.
Ни на одном из памятников, отмеченных на археологической карте области, таких указателей нет. Выходит, на деле защищены они ничуть не лучше той самой Песчаной горы, археологам почти неизвестной.
Спрашивается, как мы собираемся ловить за руку вольных старателей, если сами же оставляем им на будущее шанс прикинуться перед судьями белыми и пушистыми, якобы заплутавшими где-нибудь на Песчаной горе меж трех сосен?