Из 22 детских железных дорог России Ярославская открывается раньше всех – в первое воскресенье мая. По выходным и праздникам в Яковлевском сосновом бору снова слышен перестук колес поезда «Орленок». А с 1 июня магистраль протяженностью 3200 метров перейдет на регулярное расписание, чтобы перевезти за лето около 10 тысяч пассажиров.
Целый год ребята ждали этих солнечных дней, когда наконец можно почувствовать себя настоящими железнодорожниками. Набирались знаний, постигали тайны профессии. Всего около 800 ярославских школьников занимались под руководством педагоговинструкторов. Младшие – на общеобразовательном курсе, кто постарше – в кружках по специальностям.
И вот их время пришло!
Но перед началом перевозок и подросткам, и взрослым пришлось потрудиться, чтобы путешествие по их любимой дороге стало для маленьких пассажиров приятным и безопасным. Привести в порядок хозяйство ЯДЖД помогли работники Ярославского отделения Северной магистрали. После ремонта тепловоз и четыре вагончика выглядят как новенькие. Да и путь похорошел, когда обновили 400 гнилых шпал и 120 тонн песчаного балласта. Оставили немного и на долю мальчишек. Говорят, на ремонт узкоколейки они обычно выстраиваются в очередь! Прополка путей, уборка прошлогодней листвы и мусора – опять же дело рук ребят. От субботников никто не отлынивал. Результат – вот он: проплывающий за окном вагона девственно чистый бор. Словно свежевымыты, земляничные и ландышевые поляны.
После городского плена первоклашкам, высыпавшим из вагонов на станции «Луговая», здесь раздолье. А перед поездкой они с открытыми ртами слушали рассказ экскурсовода о счастливой стране детства, знакомились с ее радушными хозяевами и их нескучной жизнью. И ктото из малышей наверняка затаил мечту: став шестиклассником, обязательно прийти сюда, получить красивую форму, научиться обслуживать поезда...
Юбилейные торжества собрали вместе и увлеченных «железкой» школьников, и железнодорожников СЖД, и ветеранов, чей трудовой путь начался с Ярославской детской. Людмила Гатаулина, например, пришла на ЯДЖД девчонкой еще в те времена, когда дорога проходила по левому берегу Волги, а составы из пяти вагонов водились двумя паровозами. Но в 1958 году в связи с заполнением Горьковского водохранилища уровень воды в Волге поднялся настолько, что детскую дорогу пришлось закрыть. И только в 1970м ее заново отстроили, уже на новом месте.
Из 45 тысяч ребят, прошедших школу ЯДЖД, многие навсегда связали судьбу с железной дорогой. Начальник единого диспетчерского центра управления перевозками СЖД Сергей Островский говорит, что не был бы сейчас железнодорожником, если бы не малая Северная. Каждый год он приезжает сюда на открытие сезона вместе с друзьями по ЯДЖД, которые теперь тоже занимают ответственные посты на «большой Северной».
– Именно здесь, – вспоминает Островский, – загорелся желанием стать машинистом тепловоза. Нашим начальником был Александр Федоров, нынешний первый заместитель губернатора Ярославской области. За 5 лет занятий я освоил основные железнодорожные специальности. И, конечно, поезда поводил. А сразу после школы устроился в локомотивное депо ЯрославльГлавный, оттуда направили учиться в МИИТ...
– Я завидую вам, ребята, у меня в детстве не было возможности заниматься на такой дороге, – обратился к будущим коллегам начальник Северной магистрали Василий Билоха. – И я очень благодарен вашим наставникам, которые помогают вам найти себя в жизни, полюбить железнодорожный транспорт, стать увлеченными и технически грамотными специалистами.
А начальник Ярославского отделения СЖД Олег Васютенко назвал детскую дорогу аж фундаментом, на который опирается возглавляемое им отделение. И пообещал сделать все возможное, чтобы она развивалась, крепла и оставалась одной из лучших в России. Множество наград за добросовестный труд получил в этот день от руководства СЖД коллектив дорогиименинницы. А лучшим воспитанникам Вадим Рогозин, возглавляющий ЯДЖД уже четверть века, вручил именные часы.
Но, пожалуй, самым большим подарком для ребятни стало решение удлинить их магистраль на полтора километра.
– В этом году дорога соединит станцию «Луговая» с поселком Игнатовское, где расположено городское кладбище, – рассказывает Вадим Александрович. – Это должно привести к росту пассажиропотока в 4 – 5 раз, а значит, и к росту выручки от проданных билетов. Другая идея – свадебные поезда. Они тоже должны дать неплохой доход. Постоянную заботу взрослых железнодорожников мы очень ценим, но и иждивенцами быть не хотим.
ЯДЖД обходится Северной магистрали в 3,5 миллиона рублей в год, не считая расходов на содержание пути и подвижного состава. На капитальный ремонт учебного здания нынче выделен 1 миллион рублей. Любая вложенная копейка, считают железнодорожники, окупится сторицей. Ведь именно здесь закладывается будущее больших российских железных дорог. Каждый второй выпускник ЯДЖД поступает в одно из отраслевых учебных заведений. Потому что жить без «железки» уже не может. Из таких и получаются истинные профи, влюбленные в свою работу.
А пока будущих железнодорожников ждет лето – маленькая жизнь на маленькой магистрали.
За 10 дней практики можно успеть поработать стрелочником, бригадиром пути и бригадиром поезда, дежурным по станции, диспетчером, диктором, ревизором, проводником... И – о, счастье! – машинистом. Причем вести состав отваживаются иногда и девочки – после специальной подготовки, конечно. Труженикам узкоколейки обеспечено бесплатное горячее питание и отдых по полной программе: конкурсы, спортивные игры, купания, турпоходы и экскурсии. Впереди у них и долгожданная поездка в СанктПетербург – подарок профсоюзной организации Северной дороги.