Собственной землицы у них ни много ни мало полтора гектара. Рукава засучило целое звено – и школе польза, и через районное агентство по делам молодежи можно подзаработать.
Само главное здание школы похоже на просторную деревенскую избу, и места эти исторические. С конца позапрошлого века сруб служил церковноприходской школе, правда, не в Кирьянове, а в соседних Фролах. В советские времена, когда деревни «укрупняли», сруб перевезли в Кирьяново, на центральную усадьбу колхоза «Дружба». Колхоз приказал долго жить, поля вокруг зарастают, в близлежащих деревнях вдоль дороги на Углич одни дачники. Школу в Кирьянове, где есть пионерская дружина имени Героя Советского Союза мышкинца Сергея Самкова, местные старожилы вполне добродушно называют кто «заповедником социализма», кто «оазисом».
Доля истины, видимо, есть и в том, и в другом. Видавший виды желтый автобус свозит в Кирьяново ребят из шестнадцати деревень. Школа малокомплектная, в классах по пять – десять учеников (а всего их человек семьдесят). Педагогов же – целая чертова дюжина, и все с вузовскими дипломами. Так что волейневолей методика в этих стенах почти как в Сорбонне – индивидуальная. Есть компьютерный класс, столярка, кабинет домоводства. Имеется и музей крестьянского быта с жерновами мельниц, чесаламитрепалами для обработки льна, закопченными примусами.
У школы свой парк с кедровой аллеей, смотровой площадкой, гипсовыми фигурами юных ленинцев из окрестных пионерских лагерей. В зимнем саду помимо прочих редкостей произрастает экзотическое «денежное дерево», а почему оно так называется, здесь никто не знает.
В компании с настоятелем мышкинского Успенского собора отцом Александром автор этих строк, навестивший Кирьяново вместе с главой района Анатолием Курицыным по программе пресстура областной администрации «Неизвестный Мышкин», набрался терпения прочесть красиво написанные на фанерном щите заповеди о том, как надо любить природу.
Реляция с жесткими «можно», «нельзя», «необходимо». Например, нельзя рвать «огромные охапки цветов», через день они все равно будут выброшены. «Уносите свои цветы в собственных сердцах», – вполне здраво учит неизвестный наставник. А что в данном случае «необходимо»? Ну хотя бы, оказывается, участие ребят в операциях «Живое добро» и «Голубое оконце».
– В школах теперь, – высказался батюшка, прочтя текст, – все больше о правах говорят. А здесь речь идет про долг, про обязанности, грех забывать и об этом.
Кормят школу, ясно же, не лозунги и не диковинное «денежное дерево», а те возделанные их руками полтора гектара. На них юные натуралисты во главе с неугомонным директором Николаем Ивановичем Беляковым не жалеют соленого пота. Выкопали в парке пруд для полива овощей. Собирают в году тонны тричетыре картошки, полторы – капусты, овощи в полном наборе, включая чесночок, – столовой хватает от каникул до каникул.