Около двух часов дня из центра города на Тверицкую набережную потянулся народ.
– Классная рука! А нога где же? Ногу куда дели? – веселились пришедшие друзья архитекторов, увидев огромную руку из шин, механических деталей и газет, обмотанную скотчем.
Авторы, конечно, не ответили на этот вопрос. Равно как и на тот – почему именно стул, а не стол?
– Что пришло в голову, то и сделали, – говорит Сергей Душин. – Мы даже композиции не стали называть специально – пусть каждый увидит в них что-то свое.
«Кромбит траксорм» существует полгода и объединяет пока только девять архитекторов, все они – выпускники или студенты политеха. Само по себе название творческой организации – всего лишь игра звуков. Но вот цели у ребят вполне серьезные. Ни много ни мало – развивать современное искусство в Ярославле.
– Когда мы задумали эту акцию, – рассказывает Сергей, – приглашали участвовать всех желающих, но кроме наших друзей отозвались лишь студенты Демидовского университета. Некоторые ярославские художники, когда мы уже работали на набережной, подходили, удивлялись, выражали готовность участвовать в будущих мероприятиях. Мы думаем – просто город не готов к подобным мероприятиям. В Москве, например, такие творческие акции – обычное дело, а у нас – впервые. Но точно не в последний раз, это мы обещаем.
Помимо творческой цели есть у акции и вполне земные задачи: очистить территорию, а также показать местному населению, что мусору можно найти более достойное применение, нежели гноить его на помойке.
Ребята сначала сделали проект территории современного искусства: разбили местность на участки, каждый из которых должна была украшать какая-то инсталляция. Однако когда началась реальная работа на местности, планы пришлось изменить. В итоге из задуманного появился лишь стул. Все остальное – случайные находки. Районная администрация почистила пляж к празднику, но у дороги всякого мусора оказалось навалом. Там нашлись шины, из которых сделано основание «руки», старые газеты, диванные пружины, даже противогаз, который умельцы приспособили в качестве головы так называемой суперженщины. Некоторые принадлежности, как то брусчатку, краску пришлось покупать, что-то принесено из дома. А спинку для гигантского стула архитекторы нашли на пожарище неподалеку.
– В прошлом эти доски кому-то служили туалетом, – объяснил Артем Терехин.
– Странный туалет – два отверстия рядом, – заметила я.
– Да уж, – отозвался архитектор. – «Мы с Тамарой ходим парой...»
Необычные произведения не оставили равнодушными двоих изрядно подвыпивших приятелей. Один из них задумчиво созерцал ствол дерева, увешанный компакт-дисками.
– Как вы думаете, это что-нибудь значит или просто так? – поинтересовался он у меня.
– А у вас есть идеи на сей счет? – спросила я в ответ.
Тот лишь пожал плечами.
Между тем его друг более активно приобщался к прекрасному. Сначала попытался взобраться на стул, но авторы отговорили – развалится ведь. Потом долго удивлялся на композицию – имитацию знаменитого Стонхенджа.
– Ну надо же – уж и из арматуры что-то смастерили. И побелили даже...
Вдруг заметив двоих мальчуганов, прогуливающихся по площадке, мужчина незамедлительно взял их в оборот.
– Скажите, дети, вам здесь нравится?
– Да! – с готовностью ответствовали ребятишки.
– А как вы думаете, что это значит? – спросил мужчина, указывая на кусты, украшенные банками из-под пива.
Один из мальчиков, чуть подумав, ответил:
– Пьянство, может...
– О! – воскликнул мужчина. – Вы видите? Устами младенца глаголет истина! Это вы чему детей учите – алкоголизму?! А ну-ка снимайте быстро все эти банки.
Такого напора не выдержала девушка-архитектор:
– Вы не понимаете! Эти банки мы нашли на набережной. Это мусор. А мы сделали из него композицию!
Но слова ее на мужичка не подействовали – по всей видимости, для понимания этого искусства нужно как минимум иметь не замутненный алкоголем рассудок. Некоторые зрители фотографировались на фоне экспонатов. Это, безусловно, льстило авторам.
– Как приятно осознавать, что сотворенное тобой будет красоваться на фотографиях незнакомых людей, – заметил Артем.
Жаль только, что в реальности этим произведениям не дано долго прожить. Уже через пару дней инсталляции вернутся туда же, откуда, собственно, и появились – на помойку.