Первый экзамен – на культуру речи. Среди предметов, которые осваивали девчонки в учебно-курсовом комбинате, культура обслуживания была дисциплиной непрофильной. Да и теперь, на работе, времени особо нет, чтобы переговариваться с пассажирами – опасно, движение в Ярославле стало таким интенсивным! Но сейчас, во время конкурса, судьи требуют помимо объявлений остановок, напоминаний о контроле на линии, взаимной вежливости и оставленных вещах рассказать о «социально-значимых местах», достопримечательностях Ярославля и даже пунктах пересадки. И вот Анна Куренкова, виртуально проезжая в судейском вагончике площадь Труда, приглашает посетить гостей города «одну из старейших площадей», посмотреть налево – там колокольня Никиты Мученика, посмотреть направо – там музей белорусского поэта Богдановича. А на площади Карла Маркса, напоминает, можно пересесть на автобусы номер девять и одиннадцать, чтоб добраться до вокзала...
Понравились ее слова из домашнего задания, которые она произнесла после небольшой заминки: «Люблю эту профессию. Нравится управлять трамваем, быть полезной людям. Благодаря этому у меня появилось много друзей. И мне приятно каждое утро идти на работу с хорошим настроением». Правда, за заминку Ане снизили балл. Ведь с «культурой речи» нужно было по правилам конкурса уложиться в четыре минуты.
Пока Ольга Швец про себя повторяет слова, шевеля губами и дрожа, скажем, от холода, экзамен проходит Лена Баранова. Она, также виртуально проезжая по маршруту седьмого трамвая в Брагино, рассказывает судьям о том, что в глубине одного из дворов идет строительство Свято-Тихоновского храма. И приглашает на работу кондукторов и электриков. Это, говорят, актуально: зарплата на предприятии невысокая. В среднем – семь тысяч рублей. Отсюда – текучка. Мужики не держатся. Чтобы заработать десять – одиннадцать тысяч рублей, водителю трамвая нужно практически не спать: поздно ложиться, а вставать на рассвете. Помимо нервов работа еще и опасная: иной раз трамваи возвращаются в парк, что называется, без стекол и дверей.
Кстати, о том, почему бывает закрыта задняя дверь, нам поведали в другом судейском вагончике – здесь шел экзамен на приемку трамвая перед рейсом. Среди 23 (!) позиций – состояние токоприемника, колесных пар, салона – есть и исправность дверей. Но парк изношен, вагоны заново, из каркасов, собирают на инженерном предприятии, так что неудивительно: двери часто выходят из строя – но не высаживать же пассажиров на маршруте? Идем до конечной! А я-то думала, так «зайцев» ловят или тепло берегут в холодное время года. И опять же к слову о тепле. Теперь в процессе реставрации вагонов на инженерной базе печки встраивают в стеновые панели. Или оставляют только под местом для кондуктора.
«Трамвай на ходу остановит» – так и захотелось перефразировать известные слова Некрасова о женщинах в русских селеньях во время испытаний на трассе. Одна из задач здесь – остановиться на красный свет. Трудность в том, что светофоров было три, и какой из них загорится, неизвестно! Но девушки лихо останавливали железную махину у намеченной красной черты.
Замдиректора МУП «Яргорэлектротранспорт» Иван Замараев, он же главный судья, говорит мне о большом значении конкурса для совершенствования мастерства водителей: их в парке около двухсот. Все так или иначе готовились, но отобрали пятнадцать кандидатур. Это водители первого и второго класса. И на испытаниях к ним требования самые жесткие! Во-первых, они лучшие из лучших, а во-вторых, победитель будет отстаивать честь трамвайщиков Ярославля в Нижнем Новгороде, на всероссийском конкурсе! Но поскольку все девушки блистали мастерством, по баллам шли впритык друг к другу, начальство предусмотрело награды не только победителю и призерам, но и в отдельных номинациях конкурса, а также два приза – за волю к победе и самому молодому участнику.
В шутку спрашиваю у главного судьи Ивана Ивановича: «А будет ли приз зрительских симпатий?» Отвечает: «Вот вы, журналисты, его и учреждайте!» Что ж, мне запомнилась добрая, открытая улыбка на взволнованном лице Ольги Швец. Судя по тому, что и в телесюжете камера сосредоточилась именно на ней, можно сделать и соответствующий вывод. А главным победителем стала Лариса Ускова, опытнейший водитель, признанная лучшим в России в 2000-м году. Второе и третье места – у Галины Устиновой и Анны Сабуровой. Кто-то из них и поедет 4 июня на всероссийский конкурс в Нижний Новгород.