В редакцию пришло письмо от ярославца Александра Школьникова.
«Недавно прочитал в вашей газете, – пишет он, – как в одной из больниц Рыбинска умерла женщина, стоящая в очереди в регистратуру. Ничего удивительного. Дважды в течение месяца, приезжая с утра за явочками к специалистам в девятую больницу, я был очевидцем того, как падают в обморок люди в очереди. Сначала на моих глазах лишилась чувств пожилая женщина: ее усадили на стул и позвали врача. Та дала ей нашатырь, измерила давление и увела к себе в кабинет. Чем дело закончилось, не знаю. А еще както раз стало плохо мужчине лет 65. Его тоже усадили, и он немножко пришел в себя. Но, увидев, что его очередь подходит, он коекак поднялся и пошел к окошку. Только этой злополучной явки он так и не получил. У стойки его затрясло, и он опять лишился чувств. Его увезли на «скорой помощи»...
– Подобных ЧП у нас в поликлинике не было, – отвечает Татьяна Николаевна. – Чтото, видимо, этот гражданин путает. Однако очереди действительно есть – это факт. Но почему? Объяснить это трудно. Конечно, специалистам работать очень сложно – потому что наша поликлиника обслуживает восемьдесят тысяч населения, в то время как другие районные – по двадцать в среднем. И то, как я слышала, там существуют подобные проблемы, а у нас нет. Во многом это благодаря нашему методу выдачи явок. У нас четыре окна, пять регистраторов. Уже довольно долгое время мы поступаем следующим образом: если врач работает утро, то во второй половине дня в регистратуру спускается определенное количество талонов. Если работает вечер – то утром явки поступают в регистратуру. Благодаря такому методу получить явки к специалистам можно в течение всего дня. Явки распределяются по такому принципу: в среду выдаются на среду следующей недели, в четверг – на четверг следующей. И так с остальными днями недели. Поэтому у человека практически нет шансов не попасть к тому или иному специалисту в течение недели. Мы не копим, как в некоторых учреждениях, талончики до утра понедельника, и люди толпой валят, чтобы им хватило. У нас иначе – и я не понимаю, зачем вставать в шесть утра и ехать в поликлинику за явкой, если это можно сделать и гораздо позже.
Конечно, в тот же самый день, что человек пришел в регистратуру, он может и не попасть к специалисту, придется потерпеть деньдва. Но если ситуация не терпит отлагательства, то, как уверяет Татьяна Николаевна, она выписывает дополнительные явки.
– А впрочем, пойдемте в регистратуру и узнаем – есть ли там талоны, – предлагает заведующая.
Мы спустились в регистратуру. Было около одиннадцати утра, и у окошка стояли человек десять. Оказалось, и правда – есть талоны (регистратор нам их продемонстрировала) к каждому специалисту – фактически на каждый день недели. Хоть сейчас приходи и бери явку к окулисту, лору, невропатологу и прочим.
– Еще один плюс нашей системы, – продолжает рассказ медик. – Это то, что к кардиологу, ревматологу и гастроэнтерологу записывает участковый терапевт. Это здорово разгружает специалистов, потому что раньше все пожилые люди ломились к ним. Чуть сердце заболит – сразу к кардиологу. Многие не хотят понять, что существуют так называемые «болезни старости», и тратить время на жалобы о старческих болячках должен не специалист, а как раз таки терапевт. А у специалиста своих больных, действительно серьезных, хватает.
Однако если все именно так, то откуда берутся очереди?
– А вы посмотрите, кто стоит, – говорит Татьяна Николаевна. – Старики. Регистратура начинает работу с половины восьмого, но они приезжают гораздо раньше – не потому, что боятся не достать талончики, а потому, что им делать больше нечего – время здесь коротают. Это не ирония. Это действительно так.
Часто иду на работу, а они уже сидят. Я им: «Бабушки, милые! Зачем же вы так рано приехали?» А они: «А все равно не спится, тут подождем».
Их целую толпу привозит десятый автобус ранним утром. И они все стоят, ждут открытия. А ведь мы проводим регулярные обследования стариков прямо на дому. Но они все равно идут стройными рядами в поликлинику. Изза этого страдают работоспособные пациенты, потому что у них меньше шансов попасть к врачу.
Сейчас, по словам Татьяны Речкиной, этот вопрос постепенно решается. В связи с реформой здравоохранения преимущественная забота о престарелых людях ложится на плечи участковых терапевтов. Конечно, тяжело, но так ведь и получают они за это соответственно – так рассуждают в медицинских кругах. К слову, в данной поликлинике никто из специалистов не изъявил желания переучиться на участкового терапевта – деньги не прельстили. Менять квалификацию непросто, а нагрузка огромная. Согласно национальному проекту, на каждом участке у врача должно быть 1700 пациентов. В Брагине – по три тысячи.
– Это фактически город в городе! – восклицает врач. – На улице Строителей возводится новая поликлиника. Но она особой погоды не сделает, потому что в Брагине строится еще один микрорайон. Так и получится – в новые кабинеты к врачам пойдут новые жители района.
Очень рассчитывают медики на национальный проект, согласно которому учреждение должно получить суперновое лабораторное оборудование.
– Нынешнее старое оборудование действительно ставит нас в затруднительное положение, – говорит Татьяна Николаевна. – Этого я отрицать не буду. Талонов на анализы всем нуждающимся не хватает, и у окошка регистратуры выстраиваются очереди. Если узкие специалисты могут работать сверх нормы, то аппаратура не может. Надеемся, что в 2007 году ситуация изменится к лучшему.