воскресенье 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 24 мая 2006

Иван Сусанин вновь спасает Россию

нет фото

Чем только не пытаются завлечь путешественников в родные чапыжи провинциальные туроператоры – языческими и православными празд­никами, щедрыми русскими застольями и веселыми забавами. На их языке все это называется «интерактивный тур». В Сусанинском районе пошли дальше – здесь вам дадут в руки посох, в проводники Ивана Сусанина – и пошлют в болота.

автор Елена БАТУЕВА

 

Англичане из города Дарема – побратима Костромы, вместе с которыми мы отправились в интерактивный тур, с трудом представляли, кто такой Иван Сусанин и какова его роль в русской истории. А потому смело отправились на экс­курсию в болотные топи.

Наш автобус остановил на трассе человек, одетый в костюм польского шляхтича смутных времен: «Москали? – грозно вопросил он водителя, – кто тут из вас будет Романов Михаил?»

Человека с такой фамилией не отыскалось, шляхтич объявил, что берет нас всех в заложники, и мы отправились в лес на поиски отпрыска.

Из леса навстречу нам вышел сам Иван Сусанин. Типаж что надо: широкая рубаха по колено, штаны­шаровары, валенки с галошами, но главное – могучая фигура и широкая окладистая борода.

Пан Лисовский требует от Сусанина вести его к Михаилу Романову. Сусанин соглашается, для вида торгуясь и требуя расплатиться золотом за помощь. Договор заключен, и мы отправляемся «на поиски царя». Вот и знаменитые Исуповские болота. Уникальны они тем, что расположены не на равнинной местности, а в низине, окруженной со всех сторон холмами.

Всем экскурсантам выдают по паре резиновых сапог, длинную слегу – болотный посох – и мы идем по гати – проложенным по болоту настилам. Гать раскачивается под ногами, а двухметровая слега чуть ли не на две трети проваливается в топь. Взрослые стараются идти по середине мостков, зато ребятишки не боятся ничего – расплескивают палками болотную жижу и очень быстро вымазываются грязью с головы до ног. Иван Сусанин, возглавляющий процессию, рассказывает, что площадь Исуповского болота составляет 2500 гектаров, здесь произрастает более 700 видов разных растений, в том числе и съедобных. Это, конечно же, знаменитая болотная клюква, а еще черника и смородина, различные лекар­ственные травы. А на островках располагаются дикоросты – яблоневые и грушевые деревья, так что в середине мая, когда наступает пора цветения, болото превращается в белоснежные сады.

Осведомленность Ивана Сусанина становится понятной, когда туроператор Светлана Люгаева объясняет, что это вовсе не профессиональный актер, как мы подумали вначале, а местный егерь из деревни Шепилово Владимир Иванович Шахонский. По иронии судьбы, фамилия у него имеет польские корни, хотя внешне он – вылитый русский богатырь. Владимир Иванович – один из немногих оставшихся местных, всю жизнь провел в родных краях, покидал село один раз – когда призвали на службу в армию, а потом вернулся. Семьей не обзавелся, живет бобылем со старенькой матерью, а потому, по словам Светланы, пользуется бешеным успехом у туристок – многие даже норовят прихватить Сусанина с собой, и каждый месяц он получает груду писем от своих поклонниц. Слава, правда, нисколько не испортила характер егеря – держится он довольно скромно и о своих мужских победах не распространяется. Зато охотно рассказывает об обширных лесных сусанинских угодьях, о своем охотхозяйстве, о добытых им трофеях. Каждая тропинка ему здесь знакома с дет­ства, и, кстати, туристический маршрут он прокладывал сам.

– Конечно, настоящего пути, по которому Сусанин вел поляков, никто не знает, – объясняет он. – Есть тут такие места, где глубина болота доходит до 14 метров. Наверное, там и развернулась трагедия. Но мы для безопасности выбрали такие болота, где максимальная глубина метра полтора – два. Но, слава Богу, никому из туристов измерить ее еще не приходилось.

За разговорами незаметно проходим два с половиной километра – такова длина маршрута – и подходим к «красной сосне», которая, по преданию, выросла на месте гибели Ивана Сусанина. Ствол у нее дей­ствительно необыкновенного красного цвета. Здесь разворачивается финальная сцена – поняв, что Сусанин завел отряд в болота, поляк Лисовский зарубает крестьянина саблей. Перед «смертью» Иван успевает продекламировать патриотический стих из оперы Глинки «Смерть за царя» о том, что «предателей нет и не будет на нашей Руси».

Переводчица наскоро пересказывает текст английским гостям. Они улыбаются и аплодируют. Лица довольные – экст­ремальный тур им явно нравится.

На обратном пути, наверное, чтобы нагнать страху на туристов, пан Лисовский (его роль исполняет учитель физкультуры Сусанинской средней школы Юрий Смирнов) рассказывает нам о коварстве Исуповских болот: о кочующих кочках, которые внезапно меняют местоположение, так что, придя за клюквой, можно стать заложником болота, как уже не раз было с местными жителями. Ходит здесь и легенда о том, что в 60­е годы жертвой Исуповских болот стал секретарь Костромского обкома партии, который приехал сюда поохотиться на уток.

После таких страшилок хочется поскорее выбраться на сушу. И вот наконец­то мы на твердой земле. Наш путь лежит в Домнино, которое изначально было царским селом. Здесь находилось имение матери первого русского царя из династии Романовых Ксении Ивановны Шестовой. Этим­то селом и управлял посельский приказчик Иван Сусанин.

Сейчас, конечно, оно уже утратило былую славу. Молодежь отсюда уехала из­за отсутствия работы и каких­то перспектив на будущее. Немного оживил жизнь села женский монастырь во имя царских страстотерпцев Романовых, открытый десять лет назад. Монахини живут в бывшей сельской школе, закрывшейся в 1994 году из­за отсутствия учеников, а монастырский храм Успения Богоматери, по­строенный на месте дома Ксении Шестовой, отреставрирован стараниями бывшего вице­мэра Москвы Шанцева, который привлек столичных художников, расписывавших храм Христа Спасителя.

Благочинная монастыря мать Пахомия рассказывает, что живут монахини очень скромно – своим хозяйством. Прихожан почти нет – только местные старушки. Туристы, свернувшие с сусанинской тропы, забегают в церковь на минуточку и даже не всегда успевают поставить свечку. Экскурсовод торопит – впереди по программе обед, приготовленный специально для гостей прямо в русской печке – наваристые щи и картошка с зайчатиной, добытой «самим Сусаниным» на охоте. Обед проходит весело – под пение народного хора из Сусанинского дома культуры. На гармошке играет сам пан Лисовский, успевший переодеться в русскую косоворотку.

Пока мы поглощаем деревенские деликатесы, Светлана Люгаева рассказывает о том, как родилась идея «болотного тура». Вообще­то экскурсия по сусанинским местам проводилась еще в советские времена, но все ограничивалось посещением музея и созерцанием панорамы болот у памятного камня. В годы перестройки тур перестал пользоваться спросом и прекратил свое существование. В начале XXI века местные жители­энтузиасты решили реанимировать маршрут. А в качестве «завлекалочки» и придумали театрализованную экскурсию по болотам.

– Вручную проложили лежневку, – рассказывает Светлана, – это была самая тяжелая работа – ведь никакой транспорт по болоту не ходит, приходилось доски таскать на себе! Два года назад провели по болоту первую группу. И – дело пошло. Кстати, с одной из экскурсий в Кострому приехал нас­тоящий потомок Ивана Сусанина – летчик Виктор Дмитриевич Белопахов из города Саратова. Его фотография теперь хранится в Сусанинском музее.

Благодаря туру немного оживилась жизнь Домнина. Обслуживают туристов в общей сложности, вместе с водителем и поваром, семеро человек – это уже семь рабочих мест для жителей деревни.

Нашлось применение и коллекции местного таксидермиста Николая Альбова, который с 1969 года занимается изготовлением чучел зверей и птиц. Теперь его охотничьи трофеи выставляются в маленьком деревенском музее, куда обязательно заходят туристы.

Для местных патриотов этот тур – еще и способ сохранить память о подвиге Сусанина. Ведь сейчас уже мало кто помнит историю – даже местные школьники зачастую искренне убеждены, что Иван Сусанин – это герой Великой Отечественной войны, который утопил в костромских болотах фашистских оккупантов! Так что для них это путешествие – еще и возможность заполнить пробелы в школьной программе.

– В прошлом году в этом туре у нас побывало полторы тысячи человек, – рассказывает Светлана Люгаева. – Для многих наши костромские болота – действительно настоящая экзотика. Особенно они удивляют иностранцев, которые воспринимают все очень непосредственно, как дети. Помню, была у нас одна группа голланд­цев, которые после экскурсии по болоту попали на свадебное застолье. Молодожены зазвали их в гости, и они веселились вместе со всеми, кричали «горько!», никак не хотели уходить. Пришлось нашему баянисту вместе с гармошкой идти в автобус, и они, приплясывая, пошли за ним. Только так и выманили их из­за стола!

В ближайшем будущем в селе Домнино планируют по­строить гостиницу, чтобы туристы и паломники могли задержаться здесь подольше. На очереди следующий маршрут – на могилу Ивана Сусанина в соседнее село Спас­Хрипели, где год назад якобы были обнаружены его останки. Местные жители очень надеются, что за счет их прославленного земляка удастся сохранить деревню от полного разрушения и запустения. Может, и правда, Иван Сусанин, который когда­то спас Россию от разорения поляками, вновь привлечет Божье благословение на свою малую родину?

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают