Лейтмотивом обсуждения «мигрантской» проблемы могли бы стать слова Кокошина: «Мы участвуем в выстраивании обтекаемой политики». Как он заявил журналистам, депутаты работают с регионами, «чтобы выяснить баланс интересов в областях, которые испытывают давление мигрантских потоков из республик (работодатели – трудовые ресурсы, федеральные интересы и интересы коренного населения)». Но во время выступлений и дебатов желанной обтекаемостью уже и не пахло.
Как выяснилось, конкретным поводом для выезда комитета по делам СНГ в регионы стала подготовка изменений в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан, порядке въезда в Россию. Причем изменения эти идут в сторону значительного смягчения политики по отношению к въезжающим в страну иностранцам. Аргумент: чтобы путем легализации уменьшить чудовищные размеры незаконной миграции в Россию, держать руку на пульсе. Назывались цифры: от шести до десяти тысяч человек пребывают в России без оснований, на одного законного – четыре незаконных, большинство – из стран СНГ, а точнее – из Средней Азии и Закавказья. Другой аргумент: облегчение легализации въезжающих, получение ими прав на работу в России необходимы региону – для восполнения недостающего трудоспособного населения.
Объективно все это на руку работодателям. Взять предложение об увеличении срока пребывания иностранцев до трех лет. Работодателям не нужно будет тратить время и средства на ежегодное оформление приезжей рабочей силы.
Смягчение условий легализации иностранных граждан – это и позиция нашего управления по миграции, которое внесло соответствующие предложения в законопроект. Однако у подобных предложений есть и противники, причем, судя по горячим дебатам, развернувшимся в стенах областной администрации, их немало. Так, представитель комитета по безопасности Николай Павлов назвал подготовленный закон ужасным: «Мы открываемся и говорим: заселяйте нашу страну! Из Таджикистана можно въехать к нам с документом, который стоит десять долларов. Специалисты в области демографии предупреждают: при нынешней низкой рождаемости коренного населения и высокой смертности это равносильно оккупации. Приезжают люди со своими порядками, обычаями. А мы хотим себя сохранить! Когда говорят, что у нас некому работать, сделайте, как в Европе, введите норму: столькото платить за час работы, и все...» И примерно так выразился зампред комитета по делам СНГ от КПРФ Владимир Никитин: «Принципиально, чтобы политика привлечения иностранных граждан соответствовала интересам коренного населения. Сейчас явно видна тенденция к усложнению этнической структуры российских регионов». По статистике, половина приезжего населения – неславянской национальности.
Интерес у собравшихся вызвало выступление руководителя департамента занятости по Ярославской области Юрия Бородина. Но и он заявил о малоутешительных фактах: экономике нужны квалифицированные кадры, меж тем лишь сорок процентов мигрантов – это необходимая рабочая сила, двадцать процентов прибывают по клановородственному признаку, 35 – 40 процентов – низкокачественная рабочая сила. Как это затронет права нашего трудоспособного населения? При этом нужно учесть, что из бюджета ежегодно выплачиваются огромные деньги на пособие по безработице для наших граждан. И работу заинтересованных служб нельзя назвать хорошей, если изза иностранца становится безработным хотя бы один наш работник. Вот пример с крахмалопаточным заводом в Красном Профинтерне: работодатель не захотел платить 4 – 5 тысяч местным рабочим, взял киргизов. Им можно платить в разы меньше. Свои – не у дел.
Демографическая ситуация в области и впрямь плохая. Из выступления замдиректора департамента здравоохранения Ярославской области Надежды Антиповой: в 1986 году родилось 20 тысяч младенцев, в 1995м – 10, в 2005м – 12 тысяч, а в 2007 году, когда повзрослеют девочки, рожденные в провальных в демографическом плане годах, рождаемость ожидают в области... 7 тысяч! Еще: высока смертность, и из умерших преждевременной смертью 80 процентов – мужчины трудоспособного возраста. Причины: травмы, отравления, суициды.
После таких цифр возникает вопрос: может, правда, приглашать к нам граждан из южных республик, чтобы восполнить население? Тут берет слово депутат Ярославской облдумы Петр Губочкин: «В Германии теория мультикультурного взаимодействия потерпела крах. Они призывают нас не наступить на те же грабли. Жизнь показала: приезжие образуют анклавы, и попробуйте жить в таких анклавах, где даже дети мигрантов говорят порусски хуже, чем их родители. С 1989 по 2002 год коренное население в области сократилось – иных национальностей выросло на 15 тысяч, а что дальше?»
То есть как быть с национальной идентичностью, как ее сохранить?
Конечно, киргизы не виноваты. И узбеки – если ктото захочет перевести стрелки на приезжих. Не нужно сталкивать нас лбами. Вот выступает директор Ярославского моторного господин Александрычев: «Хоть сейчас возьму квалифицированных токарей и фрезеровщиков». А сколько вы готовы платить? Еще жалуется Николай Алексеевич на средний возраст своих работников: сорок лет. А куда у нас делись юные выпускники и выпускницы профучилищ? Корень проблемы видится в сырьевой направленности нашей экономики. Работать, чтобы получать достойную зарплату, кроме нефте и газопереработки, энергетики – негде. За копейки классному молодому рабочему не хочется. Зачем? Рядом Москва, Подмосковье с их длинным рублем.
И простите за лирическое отступление – еще коечто к вопросу о демографии, рождаемости и будущих матерях. Не видели в газетах приглашений красивым и стройным девушкам «на престижную работу»? Вот и «работают» сейчас стайки размалеванных девчушек на трассе, на выезде с Московского проспекта по дороге в Ростов под охраной дюжих сутенеров.
И всетаки главное, как с вышеприведенными аргументами и контраргументами найти обтекаемое решение мигрантской проблемы? А национальная идентичность – она вон, за окном стоит: председатель думского комитета по делам СНГ Андрей Кокошин широким жестом показывает на Ильинский собор. И говорит: «Сразу видно, где мы находимся. В самом сердце России».