Английский журналистдокументалист Ник Старди, который прибыл в Россию в длительную командировку, раньше снимал фильмы для Бибиси. По его словам, костяк сотрудников арабской телекомпании составляют именно бывшие журналисты самой знаменитой британской компании, которые ушли оттуда изза давления со стороны властей.
– Иракская война сыграла далеко не лучшую роль в истории британских СМИ, – говорит Ник. – С одной стороны, у журналистов стало меньше независимости, с другой – ужесточились требования к фильмам и репортажам. Если раньше мы могли снимать то, что нам интересно, то теперь для того, чтобы выехать в зарубежную командировку на съемки, нужен какойто серьезный информационный повод. Новый канал («АльДжазираИнтернешионал»), который будет вещать на английском языке, пытается создать альтернативу самым популярным в Англии каналам, таким как Бибиси и Сиэнэн, и предоставляет журналистам максимум независимости и свободы для творчества.
В сетке вещания «АльДжазиры» ежедневно запланирован показ 20минутного документального фильма, и сейчас британские журналисты по всему миру готовят материал для осеннего эфира. За два месяца Ник Старди успел снять три фильма. Первый – о политической ситуации в Туркмении, второй – о московском обществе христианбизнесменов и третий – о ветеранах чеченской войны.
Рабочее название последнего фильма – «Чеченский синдром». Он о тех, кто воевал во вторую чеченскую кампанию. Фильм расскажет о том, как люди возвращаются с войны в будничную жизнь, как происходит их адаптация к мирным условиям.
– Эта идея возникла у меня не случайно, – рассказывает Ник. – Известно, что Англия тоже участвует в военных конфликтах и сталкивается с такой проблемой, как «послевоенный синдром». Зачастую люди, возвращающиеся с войны, не находят понимания у своей семьи, друзей, на работе. Для них война продолжается и в мирной жизни. В общемто своим фильмом я хотел показать, что война не только гдето там далеко или на экранах телевизоров. Пока среди нас живут люди, принимавшие участие в боевых действиях, она будет рядом с нами.
Как рассказал Ник, самая большая проблема была в том, чтобы найти героев для фильма.
– Когда я вместе с другими западными журналистами работал в Чечне, мы столкнулись с тем, что русские солдаты и офицеры не хотят идти на контакт. Гораздо легче было общаться с чеченцами, – рассказывает Ник. – И я очень боялся, что трудно будет найти людей в России, которые захотят говорить о проблемах, возникших после войны. Но мне повезло: объехав несколько городов, я попал в Ярославль, где познакомился с ребятами из общества ветеранов чеченской войны «Защитник», которые оказались очень открытыми для общения.
Фильм будет рассказывать о трех воевавших в Чечне парнях – Валерии Воронове из Ижевска, Вадиме Баранове и Андрее Лаптеве из Ярославля. Все они прошли несколько военных командировок, у каждого по возвращении назад возникали проблемы, но они разными путями старались привыкнуть к нормальной жизни. «Самое трудное было удержаться от желания снова уехать туда, – делится один из героев фильма. – Когда наступает депрессия и опускаются руки, неудержимо тянет обратно на войну. Кажется, что там жизнь гораздо проще и понятнее, чем дома».
Именно это, по мнению создателей фильма, и есть признак «чеченского синдрома», когда человек чувствует себя нужным только на войне и не видит смысла в мирной жизни. Это подтверждают и психологи.
– Происходит то, что в психике человека стирается определенная грань, – объясняет в интервью английскому журналисту ярославский психолог Сергей Исаев, – и возвращаясь домой, он продолжает вести себя, как будто находится в районе боевых действий, неадекватно реагирует на самые обычные бытовые ситуации. Например, штурмует трамвай или устраивает стрельбу в кафе по пустяковому поводу. Чтобы избежать этого, необходимы специальные психологические тренинги, как до командировки, так и после.
Но помимо тренингов и методик есть жизнь. Она и будет показана в фильме. Занятия в школах с детьми, которые проводят ребята из «Защитника», участие в конкурсах военной песни, работа в охранном предприятии, общение с семьей – в течение недели журналист просто следовал за своими героями с камерой, фиксируя моменты обычной жизни. Из этой мозаики и будет составлен «Чеченский синдром».
– Надеюсь, что фильм понравится английскому зрителю и, возможно, подскажет какието идеи тем, кто испытывает психологические трудности, вернувшись из «горячих точек» в Британию, – говорит Ник. – Конечно, в Англии есть организации, которые занимаются вопросами адаптации людей, прошедших войну, – как государственные, так и независимые. Есть люди, которые помогают друг другу, но таких, как ярославское общество «Защитник», очень мало. Тот опыт, который я встретил в России, – когда сами ветераны столь активно помогают прибывшим с войны ребятам найти место в мирной жизни, – для нас необычен и очень интересен.
Последние кадры фильма были отсняты 9 мая, когда ветераны чеченской войны принимали участие в параде Победы. Ник Старди отправился в Англию монтировать свои фильмы, но летом опять собирается приехать в Россию. В планах – снять фильм о жизни русских православных монастырей.