Позднее заслуженный архитектор Украины Валентина Щербинина напишет о коллеге так: «Она чемто неуловимо отличалась от многих других. Все в ней было гармонично, изящно, стремительно... Работать с ней, общаться было чрезвычайно интересно. Поражало все – ее невероятная трудоспособность, уверенность в себе, любовь к профессии архитектора, умение согласовывать и защищать свои проекты в любой инстанции. А это, пожалуй, самое трудное в проектном деле...»
Она тогда была главным архитектором генерального плана восстановления и развития Севастополя. Широкие магистрали и площади, монументы, увековечивающие память героев, пешеходные улицы, бассейны, фонтаны – все, что задумали Клавдия Бутова и ее помощники, было осуществлено.
А в Ленинграде троих севастопольских делегатов, среди них и Клавдию Бутову, пригласили на торжественный обед по случаю отъезда президента Бразилии Гуларта. За столом Клавдия оказалась рядом с ним. Прекрасная собеседница так заинтересовала бразильца, что повлияла на исход переговоров двух сторон. После обеда Гуларт попросил воспроизвести мелодию танго. Пригласил на танец Клавдию. Танцевала она отлично. Президент пригласил ее на второй тур, а «Красная стрела» давно стояла «под парами» и ожидала бразильского гостя. На вокзале Клавдия от советской делегации вручила Гуларту большой букет роз.
– Вы были сегодня королевой, – сказал ей руководитель делегации Николай Органов, тогдашний председатель Совета Министров РСФСР. – К сожалению, я не могу назначить вас на этот высокий пост, но имею возможность спросить – не желаете ли вы изменить свою профессию? Предлагаю в Совмине достойную для вас должность с обеспечением всех бытовых условий.
Предложение было для Клавдии Викторовны неожиданным, но ответила она не задумываясь:
– Милый Николай Николаевич (в приятных ситуациях она всегда называла собеседника «милый». – Авт.), я же архитектор, это мое жизненное призвание.
С юности она уверенно шла к этой профессии. Родилась в пригороде Ярославля, в Дядькове. Отец ее был одним из первых строителей здешнего судостроительного завода, а после гражданской войны и директором его. Клавдия на отлично закончила Ярославский химикомеханический техникум, затем архитектурностроительный факультет Киевского инженерностроительного института.
Она была талантлива во всем. В школьной мальчишеской футбольной команде была лучшим нападающим. В институте лучше всех решала сложные математические задачи. Любила живопись. Написала и раздарила друзьям более шестидесяти акварелей, ее картины демонстрировались на выставках Союза архитекторов СССР и России. С детства писала стихи. Сколько их было – сказать трудно. Сейчас только в домашних альбомах хранится свыше шестисот стихотворений.
Она могла, рассказывает ее родственница, наша землячка Галина Николаевна Остроумова, навестить друзей изящно одетая и с большим разноцветным мячом в сетке. Объясняла – он очень гармонирует с костюмом. Дача, построенная по ее проекту, вместо стены имела огромный витраж, и через него виделась панорама лугов и дальнего леса. Она и ее муж, морской офицер, любили приглашать друзей: военных, архитекторов, поэтов. Однажды после болезни врачи запретили ей сидеть, а приближался Новый год. В комнате с витражом был постелен на полу огромный ковер, праздновали лежа, а почему – никто не узнал.
В начале 70х годов Клавдия Викторовна была назначена автором и главным архитектором генерального плана развития Старого Оскола, где предполагалось строительство крупнейшего в Европе электрометаллургического комбината. В сжатые сроки надо было разработать проекты детальной планировки и застройки микрорайонов. План широко обсуждала общественность города и Белгородской области, он был рассмотрен на коллегиях Госстроем СССР, Госпланом РСФСР, министерствами черной металлургии и промышленности строительных материалов и в феврале 1980 года утвержден Советом Министров Союза.
В Клавдию Викторовну влюблялись с первого взгляда люди всякого возраста и чина. Сам капитан 1го ранга Сергей Бутов, будучи еще заместителем командира дивизиона катеров, случайно увидев в окне проходившего поезда золотоволосую девушку, понял, что без нее у него не будет жизни. А потом оказался перед выбором: ревновать, оставить флот, чтобы охранять любовь, или длительные плавания и безграничная вера. Выбрал второе и никогда не пожалел. В любви и вере вырастили сына Влада, который руководит департаментом по организации выставок в стране и за рубежом. Внук Олег работает в институте теории физики РАН, внучка Ольга заканчивает институт экономики. Есть и правнук.
Сверхнапряженная, самоотверженная работа сказалась на здоровье, на сердце, которое, по выражению Клавдии Викторовны, было отдано «любимому Старому Осколу».
В июне 2003 года депутаты города и Старооскольского района приняли решение присвоить одной из магистралей имя заслуженного архитектора России Клавдии Бутовой.
20 мая ей исполнилось бы 80 лет. Ее нет, но остались кварталы, проспекты и площади. «Не каждому зодчему дарит судьба возможность видеть свои идеи воплощенными в жизнь, – сказал академик архитектуры Алексей Петрович Постнов в письме в редакцию. – Клавдии Викторовне Бутовой выпало счастье не только проектировать, но и строить города».