МАШИНА – «НИВА», ЛОШАДЬ – ЛАДА
Не успела я переступить порог, как хозяйка предложила мне чаю. Я вежливо отказалась.
– Тогда сейчас вам супчику налью, – сказала Валентина Васильевна.
На сей раз убеждения, что я неголодна, не подействовали. Вместе с супом на столе появились другие угощенья – картошка, сметана, молоко, яйца – все из своего хозяйства.
– Вы скушайте яичко, – уговаривали хозяева. – Наши куры гриппом не болеют, не бойтесь.
Валентина Васильевна и Анатолий Иванович живут в небольшом частном доме. Сын Иван учится в Рыбинске, дочь Таня работает в банке. Дом Панкратьевы получили от Пошехонского лесокомбината, где глава семейства проработал тридцать с лишним лет водителем. Валентина Васильевна была бухгалтером в налоговой инспекции. Несколько лет назад лесокомбинат ликвидировали, и Валентину Васильевну сократили. Супруги остались без работы. Сначала пытались устроиться, но сделать это в Пошехонье очень трудно. Стали пенсионерами.
– Знаете, как сложно без работы? – рассказывает Валентина Васильевна. – Душа замирает. Привыкли работать, и вот...
Панкратьевы задумались: как жить дальше? Завели хозяйство. Анатолий Иванович решил воспользоваться свободным временем и воплотить свою мечту – купить кобылу. «Лошадиной» темой увлекается давно: в доме у него множество книг об этом, сувенирные спички с изображением лошадей, даже подаренная дочерью пара пластмассовых коней.
Приобрели кобылу в колхозе, который тогда был на грани развала. Как назвать животное, Панкратьевы долго не думали: есть автомобиль «Нива», а лошадь пусть будет Ладой. К слову, автоматическое транспортное средство уже два года, как утратило способность к передвижению, зато кобыла – в полном расцвете сил.
На ней семья и в магазин, и белье на речку полоскать, и сеет, и пашет. Хозяин на Ладе даже за грибами ездит. А в прошлую новогоднюю ночь Лада возила на санках городских Деда Мороза со Снегурочкой. По праздникам также пользуется спросом – прокатиться на ней рады не только дети, но и взрослые. Так что Ладе, как единственной лошади в округе, тут почет и уважение.
КОШКА, КОТОРАЯ ЛЕЧИТ САМА ПО СЕБЕ
Интересуюсь:
– А не планируете жеребят?
– Ой да! – восклицает Валентина Васильевна. – Только вот где взять кавалера, если конейто в округе не сыщешь. Впрочем, в деревне одной вроде есть...
– Да ладно! – машет рукой Анатолий Иванович. – Надо же еще посмотреть, какой он. Надо же, чтобы красивый был. А то вдруг окажется кривой да хромой. Нашей Ладе такой не подходит.
Зато корова Марта была мамой уже неоднократно. Приобретена она в один год с Ладой.
– Вот папа купил себе лошадку, – рассказывает Валентина Васильевна. – Она для него – радость. А я себе надумала коровушку взять. Дочка тогда в ветеринарке работала бухгалтером, и ей «выдали» зарплату коровой. Взяли мы ее, а она через несколько дней отелилась. Я растерялась: видывала корову только в детстве, когда с родителями в деревне жила. Звоню в колхоз: что делать? А они мне: садись да дои. Я коекак подоила. А потом решила теленка в дом забрать: апрель на дворе, холодно, а мы еще как следует сарай не успели оборудовать. Наклоняюсь к теленочку, а коровушка меня как лягнет!
Не менее интересна история появления у Панкратьевых пса Тишки. Его взяли по объявлению в газете. Там была фотография трех щенков и подпись: Атос, Портос и Арамис. Щенята нуждались в добрых руках. Таня с отцом откликнулись. Пока Валентина Васильевна была на работе, они взяли Атоса.
– Прихожу домой – псиной пахнет, – рассказывает хозяйка. – Думаю: откуда, ведь собаки у нас нет? На следующий день – то же самое. Так несколько дней они от меня щенка скрывали.
Мушкетер был переименован в Тишку. Как уверяют Панкратьевы, французская кличка на русский манер звучит именно так. Позже Тишка стал жить в конуре, дома ему места не нашлось – там обитают четыре кошки.
– Да, у нас еще котятки есть, пять штук, – хвастается Валентина Васильевна. – Хотите покажу?
И через несколько мгновений появляется с пищащими пушистыми комочками в подоле. Котята еще толькотолько открыли глазки. Беспомощно тычутся друг в друга. На писк тут же прибегает мамаша – рыжая, пушистая, кличут Шуней. Попрыгала по подлокотникам кресла – взволнованно, но не агрессивно. Потом стала облизывать своих деток.
– Вы знаете, – говорит Валентина Васильевна, – а Шуня у нас не простая кошка, а чудесная. Она лечит. Я слышала, что кошки это умеют, но не верила. А наша Шуня – именно такая. Бывает, прихватит у меня сердце. А она будто чувствует – взберется мне на грудь и водит лапой в области сердца, массирует. Осторожненько так, без единого коготочка. И мгновенно все проходит. У нас даже местные котят от нее специально заказали. Так что всех раздадим.
В довершение ко всему есть у Панкратьевых два кролика. Их подарили дочери на день рождения. Кролики какойто экзотической породы. Но держат их в суровой российской прозе – в клетке в сарае. И откармливают также с незамысловатой целью, а вовсе не для того, чтобы любоваться.
ЗА ГРИБАМИ ВЕРХОМ
Панкратьевы предложили мне прокатиться на Ладе. Анатолий Иванович запряг кобылу. Честно говоря, мне, как человеку, никогда близко даже не стоявшему рядом с лошадью, а уж тем более не ездившему верхом, было страшновато. Анатолий Иванович успокоил:
– Да и у меня в первый раз коленки тряслись. Не бойтесь, она у нас спокойная и послушная.
Так и оказалось. Лада равнодушно отнеслась к незнакомой наезднице и покорно прошлась пару раз вдоль улицы. Это же сколько надо учиться, чтобы уверенно держаться в седле! Меня не покидало ощущение, что я того и гляди свалюсь прямо в грязь. Впрочем, Анатолий Иванович, который был рядом, вряд ли допустил бы такое. На протяжении прогулки кобыла издавала какието странные звуки, хозяин сказал, что так Лада «храпит», и это означает скорую перемену погоды. Все это время рвался с цепи и заливался звонким лаем Тишка.
– Это он обижается, что его не берут, – объяснила Валентина Васильевна. – Они с Ладой очень дружат: когда мы в лесу, бегают по поляне наперегонки. Вы летом приезжайте, за грибами сходим.
Я пообещала. Непременно стоит еще побывать у гостеприимных Панкратьевых.
Через пару часов после того, как я покинула их дом, почти что осеннюю промозглость озарило весеннее солнышко. Надо же – как быстро сбылось предсказание Лады!