Несколько лет назад сюда из Саратовской области приехала семья: молодая женщина с четырьмя детьми. Искала работу и пристанище. Ее приняли телятницей в колхоз «Путь Ленина», положили зарплату – полторы тысячи рублей, дали дом. Но как жить, кормить детей? Своего хозяйства нет – без двора скотину не заведешь. А картошка с огорода нынче закончилась к февралю. Органы соцобеспечения подступились было к матери – определить старших в интернат. Но она сказала: заберете – руки на себя наложу. А трое уже в школу ходят. Она здесь девятилетняя, маленькая – каждый год власти грозятся закрыть, да сход жителей не позволяет. Тут нужно отвлечься ненадолго от приезжей семьи.
В Кладове учителя замечательные. Вообще в деревенских школах много хороших педагогов, но, как давно сказано, не бывает пророка в своем отечестве. Зато уж если из столицы заметят и скажут, где у нас успехи, да еще какихнибудь званий надают – тут никто спорить не станет.
В этом отношении Кладову повезло. В 1979 году о местной школе в «Литературной газете» написала Ирина Стрелкова. Она обратилась к московским культурным кругам: помогите сельским детям! Оттуда в деревню пошли посылки с книгами и письма. Потом статью директора школы Зои Павловны Горюновой напечатал журнал «Наш современник». Она получила хорошие отзывы. После ее публикация была в «Новом мире». Так началась дружба учительницы и московских писателей, которые стали часто заезжать в эти края – Юрий Кублановский, Андрей Битов...
Валентина Павловна Гусева преподает в Кладове после Рыбинского педучилища. Ярославский пединститут закончила заочно. С 15 лет пишет в газеты. В районную принесла первую заметку о своем выпускном вечере в этой же школе. Печаталась в журнале «Русский путь», в газете «1 сентября», которой занимался известный педагог Симон Львович Соловейчик. Он объявил конкурс «Институт учительского мнения». Валентина Павловна в нем участвовала и как победитель в числе 15 других была принята в газету на работу собственным корреспондентом за символическую плату, разумеется. Теперь Симона Львовича нет, дело продолжает его сын Артем, проводит в Москве педагогические чтения имени отца – учительница Гусева в них участвует. Ее краеведческие исследования, очерки о сельских жителях, педагогические статьи, рассказы, стихи хорошо бы издать отдельной книгой. Может, когданибудь этим займутся благодарные ученики. А пока Валентину Павловну наградили памятной медалью, учрежденной общественной организацией «Российская муниципальная академия» к столетию Михаила Александровича Шолохова.
Словом, Кладово оказалось от Москвы совсем недалеко. А потому неудивительно, что очередные публикации о деревенских событиях появились в столичных изданиях «1 сентября» и «Деловой вторник», где Дмитрий Шеваров рассказал о семье из Саратова. Откликов поступило много: из Москвы, Красноярска, Уренгоя... За каждым – своя история. Человек из Саратовской области узнал в жительнице Кладова свою одноклассницу – и тысячу рублей прислал. Ветеран Великой Отечественной войны Кулаков, работавший после в космической промышленности, литератор (подарил книгу), в письме рассказал о рано умершей дочери и как они с женой думали о памятнике для нее: решили, что лучшим будет – помощь обездоленным детям. Теперь отправляют в Кладово переводы.
Из Нового Уренгоя многие отозвались. Пришли посылки с одеждой. Хватило не только той семье, а еще десяти другим. Нуждающихся тут немало – одно семейство из Молдавии переселилось: ни хозяйства у них, ни родни... Коллектив «Уренгойгазводоканал» кладовцам и деньгами, и вещами помог. Валентина Павловна написала мэру города В. Н. Казарину, просила отметить доброту Надежды Анатольевны Бибиковой и ее коллег. Глава города очень быстро ответил, что об этих людях опубликовала статью местная газета «Правда Севера» и сделала передачу телестудия «Новый Уренгой – импульс».
Есть и другие благодетели – тайные. Не называют своих имен, не откликаются на благодарные письма – просто каждый месяц присылают деньги, по евангельскому завету: «Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:4).
Валентина Павловна – координатор этого потока. Матери семейства с четырьмя детьми денег в руки давать нельзя. Не потому что беспутная, а бедность – это как голод, после него сразу много есть нельзя, организм не справится. В магазин отдают плату за месяц на хлеб для семьи. Вносят в детский сад для младшей дочки. Покупают дрова. Ремонтируют дом. Купили телевизор. Вместе обсуждают, что требуется дальше.
Ну что стало бы с этой женщиной и ее детьми и другими семьями, если бы не остановились они в Кладове, где такая школа и педагоги, исполняющие свой долг? А по народному поверью, клады кладутся с зароком и даются только тому, кто исполнит зарок.
Может, школу в Кладове и не закроют. Но по другой причине: из экономии бензина. До города сюда 19 километров в тупик: школьный автобус пускать невыгодно. Есть же еще одно значение у слова «клад»: это лава, кладка – мостки через ручей. Каждый выберет, что ему ближе.