Вдруг с улицы раздался истошный крик соседа:
– Василий! Пожар!
Когда Василий выскочил во двор, все, казалось, тонуло в огне. Он бросился к воротам хозяйственного блока, там «Москвич», два мотоцикла, три только что отремонтированных мотоблока, стройматериалы, 300 литров солярки. Но лишь распахнул двери, с яростным воем вырвался шквал пламени, опалил бороду. Чуть поодаль лопнула бочка с соляркой, и пламя рвануло с еще большей силой.
Потом в селе долго будут вспоминать, как начиналась гроза, вроде бы и не очень сильная, потом вдруг в синем вечернем воздухе возникла шаровая молния и промчалась по заросшему травой двору к хозблоку. А там будто разбилась на сотню жадных искр...
Зарево увидел с другого берега Келноти директор ярославской киностудии «Юность» Рэм Александрович Юстинов, находившийся в ту пору в гостях у родственников. Утром он, захватив кинокамеру, с которой не расстается никогда, пришел на пожарище. Дымились развалины сарая, еще не остыли груды искореженного металла, которые вчера были готовой к уборке урожая техникой. Сгорело все – остались только пара вил да маленькая лопатка, которую держал в ручонках Данилка. Заметил Рэм, что Василий, удрученный и усталый, не выглядел опустившим руки.
Потом, когда Рэм и Василий поближе познакомились, он узнал, что для нового его знакомого этот пожар не первое в жизни испытание. Такие люди живут, как бы все время преодолевая трудности. Василий вырос без родителей, школу заканчивал вечернюю, юридический институт – заочно.
Из армии вернулся старшим сержантом, в милиции служил, в ГАИ его фотография была на доске почета. Василия смолоду отличали прекрасные черты: смелость, чувство справедливости, верность идее. В обыденной жизни от этого легче не становилось. В конце концов именно по такой причине и оказался он в некрасовском селе Петропавловском, где приобрел дом с участком земли, а статус старшего лейтенанта милиции сменил на звание фермера. Как сам с иронией сказал: хотел Родине помочь. Случилось это в 1988 году. Вот тогда и начались главные трудности, главные удачи и поражения. На второй год работы с одобрения епархии он добился восстановления церкви в селе и сделал дорогу к ней.
Еще через год, сопоставив партийные лозунги, с одной стороны, и личные проблемы при оформлении земельных угодий, с другой, он вышел из компартии, в которой состоял десять лет: «Надоело быть в авангарде». В эти годы срезали провода с сельской электролинии, убили его собаку, отравили хряка. А он все еще держал скотину, потому что надеялся: обещанная властью водонапорная башня наконец заработает и не надо будет каждый день носить по четырнадцать ведер с родника за четыреста метров от дома. Но башня так и стоит памятником наивных ожиданий.
Взялся за овощи. Картошку выращивает нескольких сортов, внимательно отслеживая, какой из восьми будет самым перспективным. А морковь и свекла вырастают такими, что впору думать – какойто секрет зарыл он в не очень плодородной некрасовской пашне.
В августовский вечер за один миг загадочная и могучая энергия, запрятанная в шаровую молнию, превратила все его мечты и планы в прах.
Рэм, за свою жизнь проследивший столько человеческих судеб и характеров, богатый друзьями во всех странах планеты, вдруг осознал и удивился, что снова встретил необычного человека, попавшего в сложный переплет. Сроки уборки подошли к порогу сгоревшего хозяйства. А в наличии – руки да Данилкина лопатка. Урожай же удался богатый.
Рэм вернулся в свою Знаменскую башню, где размещается киностудия «Юность». Там всегда люди – о беде Ворогушиных тут же узнали. Самое главное для Василия – уборка. Значит, надо найти технику. Деньги стали собирать сразу.
Профессор педуниверситета положил 500 рублей, ученыйсельхозник – тысячу, музыкант столько же. Заглянувший на огонек заместитель мэра, уже знавший о беде Василия, тут же добавил 500. И пошло... Набралась приличная сумма, и на общем совете решили Василию купить мотоблок. Конечно, один мотоблок не решил бы и тысячной доли проблем, но... Но просто посчитали в башне, что человеку в беде прежде всего нужно ощущение – он не один.
А в это время Василий, в первый раз взяв в руки оставленную Рэмом кинокамеру, как договорились, стал снимать этапы борьбы со следами пожара. Особое задание получила одиннадцатиклассница Алина Абидина, главный редактор созданной в башне интернетгазеты «Солнце для всех одно». Она должна была с помощью консультантов найти лучший мотоблок для Василия, вручить ему, заснять процедуру, которая, возможно, станет частью ее будущего фильма «Василий».
Был пасмурный осенний денек, когда кандидат сельхознаук Тимур, Алина и ее отец Иван прибыли в Петропавловское. Василий и его жена ждали гостей, но к сюрпризу были совсем не готовы. Алине удалось заснять момент, когда принимал фермер мотоблок. Потом еще многое поймает кинокамера: Алина с пучком гигантской моркови, француженка, приехавшая с ней и впервые копающая картошку на фермерском огороде, и снятые рукой Василия восходы и закаты над Келнотью. И то, что съемка фильма идет как бы с двух точек – самим Василием и Алиной, – уже сейчас создает удивительное сочетание реальной жизни и размышлений о ней юного режиссера.
А из ярославской интернертгазеты про Василия узнали английские телевизионщики. Судьба Василия Ворогушина взволновала британцев, они с нетерпением ждут ленту Алины Абидиной, а в мае сами хотят приехать на съемки двух эпизодов: мест, где когдато «жил» некрасовский дед Мазай, и сцены, когда Василий будет читать свои стихи семье и соседям. А писать стихи Василий вдруг начал зимой – настроение такое появилось. Пишутся стихи, и уже строится новый хозблок, и расширяется взгляд на мир. А мир вскоре тоже узнает Василия, потому что фильм о нем будет показан в Англии.
Гость | 11.05.2011 в 06:19 | ответить0
В данном писании так много не правильного, что читать противно. Не сказал об этом раньше, т.к. не умел пользоваться инетом.Участник события я, а пишут о другом как будто, сем руководствовался автор?.. Вассилий Ворогушин.