четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 29 апреля 2006

Душа факультета

нет фото

Анатолий Карпов, профессор, декан факультета психологии Демидовского университета, из тех людей, кто практически всю жизнь – начиная от студенческих лет и до сегодняшнего дня – занимается только тем, что любит. И добился в своем деле многого.

автор Лариса НИКОЛАЕВА

 

В 24 года он стал уже кандидатом, в 36 – защитил доктор­скую. А возглавляемая им ярославская психологическая школа месяц назад победила в конкурсе грантов Президента РФ и была признана второй ведущей школой в нашей стране (после московской) – как по качеству подготовки специалистов, так и по значимости своих разработок. В декабре прошлого года Анатолий Карпов завоевал звание лауреата престижнейшего национального профессионального конкурса «Золотая Психея» (это своеобразный «Оскар» в кругу психологов). Жюри конкурса – 50 самых авторитетных специалистов России назвали его победителем в номинации «Личность года в психологической науке». А в самом Демидовском Анатолий Викторович уже трижды становился победителем конкурса «Лучший ученый ЯрГУ». И это всего лишь малая часть того, что достиг Анатолий Карпов к своему пятидесятилетию, которое он будет отмечать 2 мая.

– Анатолий Викторович, ваш отец Виктор Васильевич Карпов, возглавлявший в

70­е годы Ярославский пед­институт, тоже всю жизнь занимался психологией. То есть, можно сказать, вы – продолжатель династии?


– Да. Отец, конечно, сыграл главную роль в моем выборе. Он ведь еще был и основателем школы практической психологии в Ярославле, создал первую в городе лабораторию индустриальной психологии.

– И вам никогда не хотелось стать кем­нибудь другим?

– Нет. Уже в 8­м классе я решил заниматься психологией, читал специальную литературу. И мой сын, Александр, кстати, собирается продолжить династию: в этом году будет поступать на психологический факультет.

– Ярославская психологическая школа – понятие общепризнанное. А что стоит за ним? В чем отличие нашей школы от других?

– С момента возникновения лаборатории индустриальной (или промышленной) психологии основной отличительной особенностью ярославской школы была сосредоточенность на решении производ­ственных проблем, связанных с психологией труда, мотивацией профессиональной деятельности и т.п. Кроме того, в отличие от московской и питерской школ, уделяющих больше внимания теории, мы в основном занимаемся прикладными исследованиями и разработками. Именно поэтому на нашем факультете в этом году была создана новая кафедра – консультационной психологии и открыта новая специализация «Психолог­консультант».

– Вы много лет занимались исследованиями в сфере бизнеса. Даже издали первый в нашей стране учебник по психологии менеджмента, удостоенный ряда наград на выставках. Наши бизнесмены сильно отличаются от западных?

– Конечно. Различия между нашим менеджментом и западным, существующим в нормальных экономических условиях, весьма значительны. Многие закономерности, выявленные там, не работают у нас вовсе или действуют в извращенной форме.

– Например?

– Например, в профессиональной деятельности существует внутренняя мотивация и внешняя. И под сильным влиянием внешней мотивации к работе внутренняя разрушается. У нас и на Западе это происходит по разным причинам. Там человек теряет интерес к работе, когда он слишком много получает. Поэтому фирмы, компании (особенно это касается спортивных команд) озабочены тем, чтобы не переплатить, дабы не убить желание работать. Там это огромная проблема! У нас происходит аналогичный процесс: работники тоже порой теряют интерес к своему труду, но в силу прямо противоположной причины – из-за чрезмерно низкой зар­платы. Возьмем учителей, врачей. Вначале почти все они испытывают огромную любовь к своему делу, но со временем... сами знаете, что происходит.

– А в чем причина нашего своеобразия?

– В социально­экономических условиях.

– Значит, психология здесь бессильна?

– Почему же? Психология не может повлиять на изменение социальных и экономических условий. Но мы можем помочь в улучшении эмоционально­психологического климата в коллективе. Скажем, на нашем факультете были разработаны различные тренинги: антиконфликтные, антистрессовые и другие.

– Они применялись на каких­нибудь предприятиях?

– В течение пяти лет мы проводили серьезное исследование в компании «Яртелеком» (изначально это был их заказ). Оно касалось такой модной, я бы сказал, темы, как корпоративная культура и ее формирование. На нашем факультете была разработана диагностика, через которую мы провели весь персонал – от руководителей до фронтофисных операторов (девушек, которые непосредственно работают с клиентами). В результате была создана система различных тренингов: для повышения эффективности управления, антистрессовых, тренингов общения... И вот, не знаю, заметили вы или нет, но произошли изменения. Когда лет шесть назад вы набирали 09, вам отвечали: «Слушаю», теперь с вами сначала здороваются! Это один из маленьких побочных результатов нашей работы.

– А еще, я знаю, вы занимались такой интересной темой, как разработка прог­рамм профессиональной подготовки космонавтов.

– Да, это было лет десять назад. Мы работали в ЦУПе, где возникла очень серьезная проблема. Космическая техника (весьма сложная, надо сказать) стала развиваться и обновляться так стремительно, что люди просто не успевали ее осваивать. Космонавтам приходилось отправляться на орбиту не на той технике, которую они изучили, а на принад­лежащей к следующему поколению. Вот мы и пытались разобраться, каким же образом нужно разрабатывать учебные программы, чтобы они были и эффективными, и занимали не слишком много времени на освоение, чтобы сроки обучения успевали за сроками обновления техники.

– Вам довелось встречаться с космонавтами лично?

– Конечно, мы общались очень тесно. Среди моих испытуемых был, например, Муса Манаров.

– Вы уже много лет преподаете...

– И знаете, в моей трудовой книжке всего одна запись – ЯрГУ.

– По­вашему, нынче студент пошел хуже или лучше?

– Я уже вступаю в тот возраст, для которого характерно такое брюзжание, конечно. Но я скажу так. С одной стороны, студент пошел хуже, главная моя претензия – они не всегда серьезно относятся к делу, бывают не сосредоточены, не слишком вдумчивы. Но в чем­то они лучше нас. Быстрее усваивают информацию, имеют более широкие интересы, мобильнее, более открыты. Случается, что хочу их поругать. Но тогда я обязательно делаю паузу и пытаюсь сначала найти плюсы. И плюсы находятся! Даже у самого разгильдяистого студента.

– А как они вас называют за глаза, знаете?

– Да. У меня есть прозвище – Папа. А на прошлом дне психолога, который ежегодно проходит на нашем факультете, студенты вручили мне статуэтку и присвоили титул – «Душа факультета».

– Анатолий Викторович, мне известен такой любопытный факт вашей биографии: у студента Карпова не было ни одной «четверки» не только в дипломе, но даже в зачетке! Вам так нравилось учиться?

– Нравилось! А кроме того, еще в 10­м классе я решил: если чем­то заниматься – то как следует. Или не стоит заниматься вовсе. Это не значит, что я стремился получать только «пятерки».

– То есть цели стать отличником не было?

– Если б я такой целью задался, думаю, ничего бы не вышло. Тот, кто стремится только к одной цели, – никогда к ней не придет. Цель не является для меня самодовлеющей. Просто работа всегда была моей потребностью. А когда работа становится потребностью – у человека появляется ощущение счастья.

– Значит, вы – счастливый человек?

– Выходит, что так.

Читайте также
  • 21.05.2011 Бриллиант в короне российской психологии Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы» открылась в Ярославле в четверг.
  • 06.02.2010 От бронежилета до экологических шин... Вузовской науке необходима поддержкаРазговоры о неэффективности вузовской науки ни к чему не приведут, если не понять сути проблем, с которыми сталкиваются учёные университетов при решении той или иной научной задачи.
  • 17.07.2008 О психологии свободно и легкоЗавершилась Всероссий­ская летняя психологическая школа «Много голосов – один мир», проходившая под Ярославлем. Её гостеприимным хозяином для гостей из
  • 10.02.2006 Холод – ученью помеха!7 февраля студенты ЯГПУ действительно обрадовались сильным морозам, так как получили настоящий подарок судьбы, а точнее, подарок от ректора – продление каникул.
  • 29.05.2004 Зачет по физкультуре сдан на «отлично»... В этом году Ярославскому государственному техническому университету исполняется 60 лет. Поэтому все мероприятия, проводимые в вузе, посвящены этому событию.
  • 09.04.2004 Неизвестные Нобели День памяти Людвига Нобеля отметили в Знаменской башне друзья киностудии «Юность», учебного телевидения Демидовского университета и лично его главного режиссера Рэма Юстинова.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают